Бард и эстрадный оркестр.

 
 
25.05.2008

Личные впечатления от юбилейного концерта Алексея Иващенко.  Люди, идущие на поющего автора (того, которого еще называют «бардом»), идут туда, как правило, не для того, чтобы развлечься. Не для того, чтобы посмотреть шоу с мощным звуком, танцующими девушками и мельканием огней. И даже не для того, чтобы насладиться виртуозным владением музыкальным инструментом или красотой вокала. В общем, не для того, чтобы отключиться, а для того, чтобы, наоборот, подключиться. Идут для общения через песню с автором и с себе подобными, разделяющими определенные ценности, ищущими выражения собственных переживаний или определенного жизненного опыта. За простыми и мудрыми мыслями. За свежим взглядом на мир. За близким и личным. Для зрителей таких концертов предполагается интеллектуальная и эмоциональная работа во время выступления. Поэтому публика на таких концертах – особая, это видно по их одухотворенным лицам после концерта.  В России жанр давно уже вышел за рамки КСП, поскольку бывшие барды стали профессионалами шоу-бизнеса. Играют как профессиональные музыканты, поют не хуже или лучше звезд эстрады, цена билетов не меньше. Чем же это все еще отличается от простой попсы?   Мой ответ - содержанием песни. Тем, ради чего она, собственно, написана  и преподнесена слушателям. Задача исполнителя, стало быть, наилучшим способом донести этот смысл до своей аудитории. Тогда и возникает такой контакт с залом, такая особенная атмосфера, которая отличает всё, условно говоря, «бардовское» от попсово-эстрадного. И вот тут-то главное, на мой взгляд, не перегнуть палку.   Конечно же это не значит, что настоящий автор-исполнитель должен быть хорошим поэтом, но плохо играющим на гитаре и еще хуже поющим. Если он виртуозно играет на гитаре, обладает шикарным голосом и при этом артистичен – это плюс. Но ровно настолько, насколько это позволяет лучше передать, донести до зрителя то сокровенное, что автор хочет донести, чем поделиться.   Чем хорош дуэт Иващенко-Васильев? Тем, что один плюс один получается десять! Энергетика исполнителей захватывает зал девятым валом. Содержание песен переходит в чистые эмоции. Этому процессу ничего не мешает. Две гитары, две пары горящих глаз и зал в экстазе. Это было первое отделение юбилейного концерта Алексея Иващенко.  Замените дуэт на соло. Добавьте сюда оркестр из профи, дирижера, аранжировки, свет, костюмы. Авторская песня исчезла, и появился мюзикл. Может быть, так и было задумано. Но домашняя атмосфера первого отделения исчезла. А вместе с ней исчезла и интимность каждой песни и ее «пробивная способность» для слушателя. Один плюс сорок получилось меньше одного.   В «Норд-Осте» удалось умную эмоцию бардовской песни соединить с театральной зрелищностью. Я три раза смотрел и три раза плакал. Не от сюжета, не от мелодий, не от текста, не от актеров по отдельности. А от всего вместе.   Вчера во втором отделении юбилейного вечера всё по отдельности было очень хорошо. Ярко. Мощно. Только любимых мною песен Алексея там не было уже, а мюзикла не было ещё. И в итоге я просто оглох от «Фонографа».  Или, может быть, глуховат был звукооператор? И все же, и все же - огромное спасибо, Лёпе. Это был его праздник, и он удался!                                   Борис Иткин, просто зритель.