УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ГЕОГРАФИЯ В РОССИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

 
 
19.09.2017

В ходе работ по грантовому проекту Русского географического общества «Будущее университетской географии в России: направления модернизации высшего образования с учетом мировых тенденций» (исполнитель – Географический факультет МГУ) было проведено анкетирование преподавателей, студентов и выпускников российских вузов, где ведется подготовка географов и специалистов смежных направлений (экология и природопользование, картография и геоинформатика, туризм и т.п.) 

Зимой и летом 2017 г. с помощью сервиса Google Формы для бесплатных онлайн-опросов проводилось анкетирование студентов бакалавриата и магистратуры и выпускников (всего получено соответственно 983 и 1023 анкеты). Опрос преподавателей проводился проведён во время профильных научных конференций, проходивших в городах Грозный и Смоленск осенью 2016 г. (всего заполнено 70 анкет). Всего на вопросы трех анкет – для студентов, выпускников и для преподавателей ответили 2 076 человек.

Специализация по направлениям обучения, как правило, определяется уже при поступлении (около половины ответов), треть респондентов отмечает, что это происходит после одного года обучения, 16 % — после второго года обучения (рисунок 2). Самые разнообразные направления подготовки географов встречаются как в классических и федеральных вузах, так и в университетах, созданных на базе педагогических вузов.

В анкетировании студентов факультетов, готовящих географов и специалистов смежных профилей, приняли участие представители 35 российских вузов, а в анкетировании выпускников-географов — окончившие 56 вузов. Больше всего ответов получено от студентов и выпускников Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Тюменского государственного университета, Пермского государственного национального исследовательского университета, Санкт-Петербургского государственного университета и Северо-Кавказского федерального университета (рисунок 3).

Студентам и выпускникам-географам задавались вопросы о причинах выбора ими направления обучения (или специальности), им предлагалось также оценить качество полученного образования и свою конкурентоспособность на рынке труда. Очень многие ныне обучающиеся студенты в качестве причины выбора географической специальности указала «люблю путешествовать» (30,0 %) и «повлиял школьный учитель» (21,0 %). Кроме того, важной причиной оказалась «возможность получить одновременно естественно-научное и гуманитарное образование».
Большинство респондентов, которые в настоящее время учатся в вузе, довольны качеством обучения (81,0 %, рисунок 4). Выпускники ещё больше удовлетворены полученным образованием: положительно на вопрос о его качестве ответили 91,3 % респондентов.

Во всех трёх видах анкет задавался вопрос о востребованности географов на рынке труда. Более 40 % преподавателей оценили уровень востребованности и бакалавров, и магистров как «ниже среднего», и только треть — как «выше среднего» (рисунок 5).

Чуть больше половины ответивших на вопросы анкеты студентов считают, что учебная и производственные практики помогут им в будущей работе. Однако ответы выпускников показывают, что чем дольше работает выпускник-географ, тем больше он ценит знания и навыки, полученные в ходе производственной практики (рисунок 6).

 

Авторы текста:, с.н.с. каф. социально-экономической географии зарубежных стран Д.С. Елманова, зав. кафедрой социально-экономической географии зарубежных стран А.С. Наумов, выпускник кафедры А.С. Хусаинова, аспирант каф. картографии и геоинформатики А.Л. Энтин.

 

 

 

 

Рисунок 1 — Ответы на вопрос: «Какие кафедры географического профиля имеются в вашем вузе»?

 

Рисунок 2 — Ответы на вопрос: «На каком году обучения определяется в вашем вузе специализация будущих выпускников-географов?»

 

Рисунок 3 — Распределение ответов на анкеты по субъектам Российской Федерации

 

Рисунок 4 — Степень удовлетворённости студентов качеством получаемого образования

 

Рисунок 5 — Востребованность выпускников бакалавриата и магистратуры по географии и сходным с ней направлениям подготовки на рынке труда по мнению преподавателей вузов

 

Рисунок 6 — Ответы на вопрос: «Помогла ли производственная практика в вашей будущей работе? (по горизонтали указан стаж работы респондентов-выпускников)»

Информация с сайта ГФ МГУ