Выпускникам Школы ЮНГ всех поколений!

 
 
27.03.2019

Попутного ветра, ЮНГи!

Материал о прошлом и настоящем Школы ЮНГ подготовила многолетний её директор МАРИНА ПЕТРОВНА КОРШУНОВА.

В 2018 г. Школе юных географов (ЮНГ) при географическом факультете МГУ исполнилось 70 лет
Большой путь прошла вместе с университетской географией наша школа. Были на этом пути взлеты и падения, радости и разочарования. И только потому, что всегда ее поддерживали люди, преданные науке географии, — школа живет.
Созданный Б.Л. БЕКЛЕШОВЫМ на факультете школьный географический клуб постепенно превратился в настоящую школу, основной задачей которой стало познакомить школьников с географией как комплексом наук, объектом их изучения, основной терминологией, методами исследования, современными проблемами и прикладными задачами.

В течение трехлетнего обучения учащиеся слушают не только лекционные курсы, но и выполняют практические работы. Но наиболее ярко, доступно и  наглядно мир географии открывается ребятам на практических занятиях на природе и полевых практиках, проходящих во время каникул.
Полевые практики в Школе ЮНГ являются интересными и увлекательными. Они проходят как на территории России, так и за рубежом. Многие годы летняя полевая практика проходила в Словакии, а в осенние и весенние каникулы ребята посещали Черногорию, Хорватию, Сербию и южное побережье Италии. Кроме того, практики проходят и на учебных базах географического факультета — в Сатино и Хибинах.

Ежегодно в Школе ЮНГ обучаются более 150 человек.
По-разному складываются их судьбы после окончания школы. Одни выпускники, окончив геофак, успешно работают в разных уголках нашей страны. 
Некоторые связали свою жизнь с факультетом, стали ведущими преподавателями, профессорами, заведующими кафедрами… Декан факультета чл.-корр. РАН С.А. ДОБРОЛЮБОВ, заместители декана д.г.н. А.В. БРЕДИХИН, к.г.н. С.Р. ЧАЛОВ, к.г.н. Н.И. ТУЛЬСКАЯ, зав. кафедрой метеорологии и климатологии д.г.н. А.В. КИСЛОВ — все они выпускники Школы ЮНГ разных лет.

Таким образом, из стен школы выходят кадры и для руководства факультета, влюбленные в свою науку. Некоторые выпускники Школы ЮНГ продолжили свою профессиональную жизнь в ней уже в качестве преподавателей. Это профессор д.г.н. С.И. БОЛЫСОВ, доценты к.г.н. О.А. БОРСУК и к.г.н. Н.А. ВОЛОДИЧЕВА и др. Они читают лекции, проводят воскресные экскурсии и полевые практики для ЮНГ в России и за рубежом, руководят курсовыми работами. 
Другие выпускники избрали иные профессии. Но все они с большой любовью и нежностью вспоминают о годах, проведенных в стенах школы. Любовь к ней, преданность ЮНГовской дружбе остаются на всю жизнь.
И когда видишь девчонок и мальчишек, с трепетом приходящих на геофак поступать в Школу ЮНГ, хочется верить, что школа будет жить еще долго, а ее выпускники будут уверенно вести свои корабли по просторам вечно юной науки географии.

 

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ ЮНЫХ ГЕОГРАФОВ

В первые годы после Великой Отечественной войны (с 31 декабря 1945 г.) по Всесоюзному радио шла регулярная передача «Клуб знаменитых капитанов», которая вовлекла в свою орбиту многих школьников тех лет. В одном из выпусков передачи была объявлена «Игра в ”25”». Двадцать пять школьников, быстрее других набравшие 25 очков, становились членами-корреспондентами клуба. Ребятам давались самые разнообразные задания, и свои ответы они должны были присылать на радио. Проверка присылаемых школьниками работ осуществлялась сотрудниками географического факультета МГУ, в частности, Б.Л. Беклешовым. Первым победителем игры, получившим звание «члена-корреспондента», стал КИМ ЛОСЕВ.

После окончания игры очень жалко было расставаться с талантливыми школьниками, и тогда в 1948 г. на географическом факультете была создана Школа ЮНГ. Инициатором и организатором Школы ЮНГ стал замечательный педагог, фронтовик БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ БЕКЛЕШОВ, или попросту «дядя Боря», как его между собой называли школьники. Энтузиаст и романтик, очень простой в общении, он умел доходчиво и увлекательно рассказывать о географии.
Про него Любовь Кабо написала книгу «Повесть о Борисе Беклешове» (Изд. «Советский писатель», М., 1963).

Первыми ЮНГами стали «члены-корреспонденты» радиопередачи «Клуб знаменитых капитанов» и ребята из краеведческого кружка при городском доме пионеров. Занятия в Школе ЮНГ включали лекции по основным географическим дисциплинам, зачеты и экзамены, летние полевые практики.
Но в 1951 г. Б.Л. Беклешов был направлен заведовать факультетской учебной станцией в Леонидово. К сожалению, после его отъезда занятия со школьниками постепенно прекратились, и к концу 1950-х годов Школа ЮНГ практически прекратила существование.

В 1962 г. директором школы стал С.П. ЛЯМИН, аспирант кафедры географии почв. В школу принимали столичных восьмиклассников, была составлена программа обучения, рассчитанная на три года. На первом и втором годах обучения читали лекции по общему землеведению, на третьем — по экономической географии. Кроме того, на втором «курсе» ребята защищали курсовые работы, а после первого «курса» выезжали на летнюю практику. 
Таким образом, если в начале своего пути Школа ЮНГ была больше клубом, то с обретением учебной программы она превратилась в «малый геофак».
Однако в 1964 г. С.П. Лямин защитил кандидатскую диссертацию и стал сотрудником Почвенного института. К 1965 г. школа в очередной раз прервала свое существование и была восстановлена в 1968 г. усилиями А.Е. СНОПКОВА, сотрудника кафедры криолитологии и гляциологии.

С 1968 г. по настоящее время Школа ЮНГ при географическом факультете МГУ работает без перерыва. В начале 1974 г. ее директором и научным 
руководителем стала И.И. МАМАЙ — старший научный сотрудник кафедры физической географии СССР. В 1979 г. ее сменил сотрудник той же кафедры В.Н. КАЛУЦКОВ. В 1988–2018 гг., в течение 30 лет, Школой ЮНГ руководила М.П. КОРШУНОВА. В настоящее время и. о. директора Школы назначена доцент кафедры картографии и геоинформатики Н.А. АЛЕКСЕЕНКО.

 

Своими ВОСПОМИНАНИЯМИ о времени, проведенном в Школе ЮНГ, делятся ее слушатели разных лет.

ИГОРЬ ВЛАДИСЛАВОВИЧ ДУДЛЕР, к.т.н., доцент МИСИ, ЮНГа 1948–1951 гг.
Отлично помню годы учения в Школе ЮНГ. Лекции, практические занятия и вечера встреч с интересными людьми в старом здании геофака на Моховой улице. Вспоминаю, как иногда блестяще играл нам на рояле произведения Рахманинова и Шопена профессор Н.А. ГВОЗДЕЦКИЙ — общепризнанный авторитет по физической географии Кавказа и специалист по карсту. Николай Андреевич выступал на факультетских вечерах обычно с сыном, в то время школьником, который играл на скрипке. 
Должен сказать, что нам предоставлялась достаточная самостоятельность. Однажды наш руководитель А.П. ЛЕВИНА доверила мне вести на экскурсию в карстовые пещеры на берегах реки Пахра группу школьниц. В том походе мы чуть не заблудились в лабиринте ходов и залов. Выручил оставшийся огарок свечи: мы замерли и не дышали, вдруг пламя отклонилось и показало направление потока воздуха. Мы вышли из пещеры и облегченно вздохнули! 
Но моим самым ярким воспоминанием от Школы ЮНГ остается командировка (!) на Урал в Ильменский заповедник в 1949 г. Кто из моих сверстников мог мечтать об этом?!
Школа ЮНГ привила нам любовь к Земле, к природе, познакомила с замечательными людьми, энтузиастами, преданными своему делу и долгу, людьми неравнодушными, умеющими и увлекаться, и увлекать. Это осталось в памяти на всю жизнь, во многих ситуациях помогало жить и стараться быть достойным своих учителей. Должен признаться, что я не стал географом, но интерес к естественным наукам, зародившийся в Школе ЮНГ, сохранился, а полученные еще в те далекие годы знания очень пригодились.

Что же пожелать вам, ЮНГи XXI века? Трудно ожидать, что каждому из вас удастся открыть неизвестные земли, но сделать свое, пусть маленькое, открытие может каждый. Нужно только хотеть и, что не менее важно, быть к этому готовым. Не бойтесь ошибаться, сомневаться и даже «изобретать велосипед» — это тоже бывает очень полезно.

ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ ЧИЧАГОВ, д.г.н., главный научный сотрудник Института географии РАН, ЮНГа 1949–1951 гг.
Школа юных географов прочно вошла в мою жизнь, оставила светлые и теплые юношеские воспоминания, принесла большую пользу. Главным ее результатом в моей жизни был выбор профессии географа-геоморфолога. В этом году исполнилось 62 года с начала моей работы в Институте географии АН СССР/РАН, в отделе геоморфологии.
Борис Леонидович Беклешов, дядя Боря (1920–1957 гг.), остался в наших воспоминаниях умным и деликатным, широко образованным человеком, прошедшим Великую Отечественную войну. О чем только он нам ни рассказывал… И как рассказывал! По прошествии многих лет, читая лекции геоморфологам геофака, я невольно старался использовать его стиль общения со студентами, вспоминал его уважительность, мягкость и обаяние, его дальновидность.
Нашими преподавателями в Москве были замечательные студентки-старшекурсницы Наташа ДОРФ и Алла ЛЕВИНА. Лекции нам читали преподаватели и профессора факультета К.К. МАРКОВ, Н.Н. ЗУБОВ, Г.К. ТУШИНСКИЙ и другие.
В Школе ЮНГ окреп интерес к географии, которую не без оснований в старину называли матерью наук, появилась страсть к путешествиям, к походной жизни, неприхотливости, ночевкам у костра, а главное, тяга к товариществу. Мы были всепогодными, счастливыми и веселыми юными бродягами-географами! Возвращались нередко глубокой ночью: дядя Боря приучал нас «раздвигать» рабочий день за счет темного времени суток — на попутных машинах. Незнакомые водители были обычно внимательны к нам.
С уважением и радостью вспоминаю о наших девочках - ЮНГах. Нас с ними связывали самые теплые, дружеские отношения. Нередко ночевали под открытым небом, у костра: спальных мешков и палаток у нас тогда не было. Под утро было смешно и трогательно видеть их розовые носы, торчащие из-под одежек…

Из практик ЮНГовских наиболее яркие воспоминания оставила снегомерная практика зимой 1950–1951 г. в Красновидово. Зима была снежной, мощность снежного покрова превышала высоту плотномера, приходилось копать. Потом обрабатывали полученные материалы в камералке, в заключение устроили веселый праздник, а после него бродили по пояс в снегу по Москве-реке, распевая народные пиратские песни. Было очень весело, просто здорово!

Что было главным в нашей жизни в Школе ЮНГ тех лет? Что она оставила мне на всю жизнь? Интерес к работе, интерес к книгам, увлеченность и романтику. Радость общения. Умение и желание играть в одной команде. Умение поступиться частным успехом во имя достижения общей цели. Свобода выбора пути. Без принуждения! Без занудства! Стремление ко всему новому. Веселый и легкий, спортивный, чистый образ жизни. На всю жизнь осталась гордость за подвиги русских путешественников, исследователей, желание хотя бы в чем-то на них походить. И в наши дни, когда я вхожу в аудиторию 2109, то прежде всего ищу взглядом бронзовый бюст Н.М. Пржевальского…

ОЛЕГ АНАТОЛЬЕВИЧ БОРСУК, к.г.н., доцент кафедры геоморфологии и палеогеографии, НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА ВОЛОДИЧЕВА, к.г.н., доцент кафедры криолитологии и гляциологии, ЮНГи 1954–1956 гг.

В сентябре 1954 г. занятия начались в новом Главном здании МГУ на Ленинских горах. То, что мы увидели в МГУ, превзошло все наши самые смелые ожидания. На аудиторные занятия приходили 25–30 человек. Кроме лекций были экскурсии по научным лабораториям. Помнится, нас удивили геодезические приборы, такие, как стереоавтографы, стереокомпараторы и просто стереоскопы для дешифрирования аэрофотоснимков, о которых мы не имели ни малейшего представления. Очень интересно было листать страницы ботанических гербариев. Оказывается, лето можно «принести» в аудиторию.
В зимние каникулы ЮНГи под руководством Ольги ЛОПАТИНОЙ выехали на базу в Красновидово во всеоружии: с термометрами для измерений температуры в толще снега, плотнометрами, увеличительными стеклами, рейками, лопатами, щупами и другим снаряжением. Погоды стояли морозные, но мы с энтузиазмом рыли шурфы в снежной толще, устанавливали термометры в разных слоях снега. «Самыми точными инструментами» при выделении слоев в толще снега, по словам Г.К. ТУШИНСКОГО, были карандаш и палец каждого исследователя, с помощью которых можно было выделить слои разной плотности и структуры. Вечерами в камеральных условиях вычерчивали описанные разрезы, наносили результаты температурных измерений и плотностей, и тема «Снег как индикатор ландшафта» наполнялась первыми самостоятельными «открытиями».

Наша первая полевая экспедиция была в Мещере. Базовый палаточный лагерь был разбит на берегу озера Белое, окруженного сосновым лесом, с берегом из белого тонкого песка. Красиво, чисто, тихо... Для изучения рельефа, озера, растительности этой территории были организованы отряды: геоморфологический, гидрологический, ландшафтный (ботанический). Одновременно учились в полевых условиях фиксировать и описывать точки наблюдения, работать с картами и планами. Палаточные лагери смещались по маршрутам. Взаимопомощь в работе, счастливая обстановка дружбы, товарищества и душевной чистоты царили в ЮНГовской экспедиции. Наш руководитель Г.В. ТКАЧЕНКО «цементировала» разношерстный коллектив школьников, которые были объединены интересными научными исследованиями, общими задачами и дисциплиной. Жизнь была проста и очень естественна, полна всеобщего уважения и огромного доверия друг к другу с налетом легкой влюбленности. В свободное время играли в футбол или волейбол, плавали. Более половины нашего курса поступили в университет и пришли на географический факультет.

 

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ БОЛЫСОВ, д.г.н., профессор кафедры геоморфологии и палеогеографии, ЮНГа 1969–1971 гг.

Школа ЮНГ была для нас неким постоянным праздником. В наши юные школьные души навсегда западали лекции несравненного Г.К. ТУШИНСКОГО, в которых «лавинки бабахали», или ледники высоких широт, которые поддерживают сами себя в объяснениях колоритного доцента К.Г. ТАРАСОВА. Особым явлением был курс «История географических открытий». Его вкрадчивым, бархатным голосом читал главный любимец нашего поколения ЮНГ — океанолог Александр Васильевич ШУМИЛОВ. Тот самый, который вместе с Д. Шпаро искал и нашел на Таймыре следы пропавшей в 1913 г. экспедиции А.В. Русанова на «Геркулесе» (прообраз каверинского капитана Татаринова). Вместе с Шумиловым мы «ходили» на «Тринидаде» и «Санта-Марии», «открывали» ледяной материк на «Востоке» и «Мирном» (рассказы об Антарктиде особо захватывали, поскольку Александр Васильевич сам немало поработал в тех местах). И, конечно, главные события нашего ЮНГовского обучения: летняя практика и зимняя научная экспедиция в Красновидово и осенняя, в школьные каникулы, экспедиция в Сатино. В Сатино мы оказались осенью 1969 г., нашей базе был всего один год. Там мы изучали овраги. Как я потом осознал, это были в некоторых случаях первые зарисовки основных МЭФ (малых эрозионных форм) вновь образованного полигона. Думал ли (мечтал ли!) я тогда, что через 17 лет буду защищать кандидатскую диссертацию по истории развития этих самых Сатинских оврагов? А в Красновидовской экспедиции руководителем был наш кумир А.В. Шумилов — мы не верили своему счастью. Мы проводили зимние наблюдения за режимом Можайского «моря», писали настоящий отчет.
А потом было Красновидово летнее. Практика, аналогичная студенческой! Футбол с настоящими студентами. Похожая на студенческую вечерняя жизнь. В общем, месяц счастья.

Эти настоящие (!) полевые работы решили мою судьбу и судьбу целого ряда моих ЮНГовских однокашников. После поездок мы уже не могли никем иным себя представить - только географами! Именно в Школе ЮНГ мы «заболели» географией и до сих пор счастливы этой «болезнью».
На нашем курсе было, наверное, около 40 человек, многие из них в дальнейшем окончили наш факультет. Мы с А.В. Бредихиным в наступающем году будем отмечать полсотни лет нашей «совместной жизни». А это, в числе прочего, и Джугджур, и Николаевск-на-Амуре, и Карпаты, и Хибины, и Крым, и Кавказ, и Кордильеры, и Аппалачи…. И, конечно, все эти десятки лет на нашей кафедре. И это тоже все оттуда, из ЮНГ.

Надеюсь и уверен, что Школа ЮНГ отметит еще и столетний, и более «старшие» юбилеи, и всегда она будет кузницей географов и порядочных ответственных людей с географическим мышлением. Спасибо тебе, Школа ЮНГ!
Спасибо директорам школы разных лет за их нелегкий, но воистину благородный и благодарный труд! И многая лета тебе, Школа ЮНГ!

 

НАДЕЖДА ИГОРЕВНА ТУЛЬСКАЯ, к.г.н., доцент кафедры картографии и геоинформатики, зам. декана по дополнительному образованию, ЮНГа 1990–1993 гг.

Моя Школа ЮНГ пришлась на начало 1990-х годов. Занятия в школе дали мне возможность увидеть настоящую географию и понять, что это не совсем то, чему учат в школе, а гораздо интереснее. Я рада, что многие мои первые преподаватели до сих пор работают на факультете, я всем очень благодарна, потому что их лекции только упрочили мое желание учиться именно здесь. И пускай у нас не было тогда возможности ездить на дальние (и уж тем более на зарубежные) практики, но все равно это был первый опыт «некабинетной» работы. Наша практика проходила в Сатино. Именно с тех пор я не особенно удивляюсь, когда отмечаю на картах, которые делают студенты во время топографической практики в Сатино, что Протва течет «не туда». На моей первой карте Протва тоже текла вспять. Желаю школе все новых и новых пытливых, умных, дружных ЮНГ!

СЕРГЕЙ РОМАНОВИЧ ЧАЛОВ, к.г.н., доцент кафедры гидрологии суши, зам. декана по международным связям, ЮНГа 1997–1999 гг.

Школа юных географов — это первый шаг во взрослую жизнь путешествий и экспедиций, которые являются самой романтичной и захватывающей частью работы любого географа. Еще это отрезок жизни, когда перед школьником стены его родной школы впервые превращаются в величавые просторы аудиторий МГУ.
И, наконец, Школа ЮНГ, даря новых товарищей и друзей с новыми интересами и увлечениями, для многих играет бесценную роль в формировании личности.
16 человек из 25 выпускников нашего курса ЮНГ успешно окончили географический факультет, некоторые потом защитили кандидатские диссертации, есть уже одна докторская; объехали много стран и побывали в самых забытых Богом и человеком уголках мира. Сегодня на географическом факультете работают трое выпускников Школы ЮНГ нашего курса. Мало найдется еще таких судеб, в которых люди шли бы все время рядом — со школы и через студенчество.
Знакомство со студенчеством произошло у нас в Сатино, куда мы выехали на летнюю практику после окончания 9-го класса. Но мы вспоминаем и поход в леса под Черноголовку, на который отважились только в начале первого курса Школы ЮНГ, и который для многих стал первым самостоятельным, без родителей, выездом; первые опыты приготовления каши на костре в утреннем осеннем морозце: ее мы и пересолили и пересахарили одновременно. В том же году мы прошли изумительными маршрутами по весенним геленджикским горам под предводительством отважной аспирантки Кати, которая вывезла под свою ответственность орду девятиклассников в горный маршрут. 
И, конечно, как и для всех последних поколений ЮНГ, душу греют воспоминания о трехнедельной практике в Словакии, на берегу Оравского озера, у г. Наместово.
Общегеографические и специальные маршруты и походы, удивительно разнообразные и интересные для школьников. Пример наших руководителей, неутомимо идущих по тропам и ведущих за собой группу, для многих открывал совершенно новые горизонты человеческих возможностей. Эрудит Олег Анатольевич БОРСУК и, конечно же, Марина Петровна КОРШУНОВА, своей энергией и отзывчивостью заставляющая проснуться спящего школьника, на время словацкой практики становились для нас «папой» и «мамой». В наших среднеобразовательных школах никаких кружков и туристических клубов не было, а Школа ЮНГ для нас была и досугом, и наукой, и путешествием.
Со времени учебы в Школе ЮНГ мой лучший школьный друг, сейчас очень успешный банкир, слушая рассказы о нашей работе, неоднократно говорил: «Мне часто кажется, что не ту я выбрал профессию, надо было стать географом…»
Учиться и работать географом — прекрасно!

 

Завершить расказанное хотелось бы отрывком из ГИМНА Школы ЮНГ (на мотив песенки Дика Сэнда из передачи «Клуб знаменитых капитанов), слова которого были написаны одним из первых ЮНГ, КИМОМ ЛОСЕВЫМ:

Наукой наш корабль зовут,
И ЮНГи мы на нем.
Пусть ветры, волны снасти рвут,
Но мы вперед плывем.

Ответим на любой вопрос,
Загадку дальних стран,
Ведь ЮНГа — в будущем матрос
А то и капитан.

Товарищ, труден этот путь,
Но не бросай штурвал.
Кто смел, тому не утонуть,
Будь хоть девятый вал!

Корабль наш вдаль всегда плывет
Под парусом-мечтой,
И ветер-мысль его ведет
Через простор морской.

Пусть вьется по ветру всегда
Наш юношеский флаг,
Мы знаем, цель у нас одна:
Московский геофак.

Товарищ, труден этот путь,
Но не бросай штурвал:
Кто смел, тому не утонуьб
Ни в дождь, ни в шторм, ни в шквал!

                                    1949 г.

 

Статья из газеты Geograph № 1 (44) 2019

 

 

 

 

 

 

 

Первые ЮНГи. Слева направо: В. Найдёнова, Е. Краснобаева, К. Лосев, И. Дудлер, Б.Л. Беклешов