14 августа 2019 года скончался ЮРИЙ ГАВРИЛОВИЧ СИМОНОВ,

 
 
14.08.2019

профессор кафедры геоморфологии и палеогеграфии, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный профессор МГУ, участник Великой Отечественной войны на Западном, 2-м Белорусском, 3-м Прибалтийском фронтах. 
Юрий Гаврилович удостоен ордена Красной Звезды за фронтовую доблесть, ордена Знак Почета за большую общественную работу, Отечественной войны II степени, медалями: «За отвагу», «За победу над Германией» и юбилейными.

Среди последних по времени получения, но не по значимости – Золотая Константиновская медаль Русского географического общества – за более чем весомый вклад в нашу науку. Заслуженный профессор Московского университета, доктор географических наук, действительный член РАЕН, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Ломоносовской премии и премии Правительства РФ в области науки и техники - Ю.Г. Симонов воистину воплощает в себе образец интеллигента, ученого, педагога.

С детских лет Юрий Гаврилович, росший в семье крупного военачальника, был воспитан в идеалах патриотизма и любви к Родине. Он не утратил этих идеалов и после беззаконного ареста и расстрела отца и ссылки матери. После года учебы на географическом факультете МГУ, когда грянула Отечественная война, как и многие сокурсники, Юрий Гаврилович рвался на фронт. «Сына врагов народа» так и не включили в первый список комсомольского студенческого лыжного батальона. Тем не менее, более трех лет он воевал, начав службу санитаром в госпитале только что освобожденного Волоколамска. В дальнейшем оказалось, что мало кто в дивизии так хорошо разбирался в картах, как этот молодой боец. Сказалось то, что на первом курсе МГУ им была прослушана «топография» и то, что он успел пройти июньскую полевую практику 1941 г. Все это очень пригодилось на фронте. Самые славные страницы военной биографии Юрия Гавриловича были связаны с ротной разведкой. В конце войны Юрий Гаврилович закончил курсы военных переводчиков. Судьба сохранила его – ведь 97% ребят его года рождения с фронта не пришли …

В 1946 г. Юрий Гаврилович вернулся на факультет и в 1950 г. закончил его по специальности «геоморфология». Бурная комсомольская жизнь студенческих и аспирантских лет не только подарила ему многих друзей, но и сформировала в нем яркого общественника, всегда «болевшего» за дела факультета. В своей когда-то знаменитой поэме «Поступающему на Геофак» Владимир Павлович Максаковский вспоминал:

«…И пели, пели, Валев с Беклешовым
Уже давно устали подпевать,
Являлся Симонов, и запевали снова
Про «Васю Крючкина», про «Чайник» и опять…»

Баскетболист и лыжник, Юрий Гаврилович Симонов был буквально «душою общества». И не случайно в те годы он заслужил прозвище «Юра обаятельный»! Рано проснувшаяся в нем поэтическая струнка окрасила в лирические тона многие страницы его долгой жизни.

Плодотворная деятельность преподавателя и ученого началась и около 20 лет продолжалась на просторах Южной Сибири. Под руководством С.С. Воскресенского в 1954 г. Юрием Гавриловичем успешно защищена кандидатская диссертация «Оценка рельефа территории Иркутского промышленного района на стадии районной планировки». При этом – вопреки мнению местных специалистов – он предупредил, что изрядная часть города Канска находится на пойме, то есть в зоне потенциального затопления. Увы, прогноз молодого ученого вскоре драматически подтвердился. Вплоть до 1958 г. Юрий Гаврилович – сотрудник Восточно-Сибирской экспедиции. Под руководством Н.Н. Колосовского выполнены важные изыскания на Ангаре, от Иркутска до Усть-Илимска, в том числе – определен безупречный (с геолого геоморфологических позиций) створ Братской ГЭС в прорези сибирских траппов. Уже тогда Ю.Г. Симонов заложил основы современной инженерной геоморфологии.

В 1957 г. Юрий Гаврилович возобновляет на факультете работу студенческого геоморфологического кружка. Наряду с традиционными докладами студентов и приглашенных ученых, кружок начал стационарные исследования по эрозионной, мерзлотной и береговой тематике. Начиная с 1959 г., геоморфологи неизменно участвуют в зимних студенческих экспедициях, охвативших просторы от Центрального Забайкалья и Северной Киргизии до Карпат и Хибин. Основанный Ю.Г. Симоновым кружок на протяжении 33 лет сохранял четкую структуру с эпизодической сменой председателей (из 13 уже четверо стали докторами наук). Нынешнее НСО кафедры наследует лучшие традиции «симоновского» студенческого кружка.

С 1959 г. и до конца 60-х годов Юрий Гаврилович возглавляет исследования Даурской, а с 1961 г. – Забайкальской экспедиции географического факультета. Он писал в те годы:
«Я хожу по сопкам с рюкзаком,
Чтоб не стать до срока стариком!»

Основные работы в пределах Читинской области и Бурятии были нацелены на решение геолого-поисковых задач. На россыпных месторождениях золота и оловянного камня не только вырабатывались свежие рекомендации по дальнейшим поискам, но и «нащупывались» пути к выявлению коренных источников россыпей. На месторождениях флюорита и урана «шлифовались» структурно-геоморфологические подходы к корректировке структурного плана рудных полей – вплоть до стадии шахтной разведки. Горные, таежные и степные отряды экспедиции действовали - часто в физически труднейших условиях - от южных границ Якутии до северных границ Монголии и от Байкала до Амура, будучи связаны между собою не только радиосвязью, но также идейным багажом руководителя.

«…Та забайкальская «рутина»
Всплывает в памяти подчас
Как золотая сердцевина,
Как целой жизни мастер-класс!»

На основе выполнения серии хоздоговорных работ Ю.Г. Симоновым были заложены основы геоморфологии рудных месторождений. Попутно широким фронтом велись методические исследования и постепенно взращивалась плеяда учеников – в скором времени - кандидатов и докторов наук. Сам же Ю.Г. Симонов в 1968 г. с блеском защитил докторскую диссертацию на тему «Проблемы регионального геоморфологического анализа внутриконтинентальных регионов (на примере Забайкалья)» и написал на ее основе одну из лучших своих книг «Региональный геоморфологический анализ».

Начиная с 1971 г., по решению Президиума Академии наук Ю.Г. Симонов – уже во главе крупнейшей в истории факультета Комплексной Восточной экспедиции – вел исследования на Дальнем Востоке. В частности, в Приморском крае, в районе г. Кавалерово и на берегах Японского моря шли работы, направленные на создание среднесрочного географического прогноза последствий деятельности человека. (К 2000-м годам этот конкретный прогноз - пока что единственный в своем роде - почти в полном объеме оправдался). В результате работ на юге Дальнего Востока Ю.Г. Симоновым и его коллегами была разработана оригинальная методика составления таких географических прогнозов.

В эти же годы Ю.Г. Симоновым были заложены основы использования математических методов при изучении рельефа. Более 40 лет Юрий Гаврилович бессменно руководил кафедральной Лабораторией математического моделирования и обработки геоморфологических данных.

В 1970-80-е гг. Ю.Г. Симонов по заданию руководства Херсонской области Украины разработал географическую методику создания региональных ГИС с использованием каналов спутниковой информации – для целей оперативного управления народным хозяйством тогда еще единой страны. В те же годы им развито учение о речных бассейнах как сложных географических системах, разработаны теоретические основы морфотектоники – продуктивного метода выявления новейших тектонических движений путем анализа рельефа, предложены основания для создания региональной динамической геоморфологии.

Много внимания Ю.Г. Симонов уделял теории геоморфологии – понятийной сущности геоморфологической терминологии и строгости классификаций, критическому анализу и разработке существующих геоморфологических построений. Не будет преувеличением подчеркнуть, что Ю.Г. Симонов принадлежит к числу ведущих современных теоретиков геоморфологии.

Не оставляя геоморфологических исследований, в течение последнего десятилетия Ю.Г. Симонов работал над проблемами социальной геоморфологии, географической культуры, а также эволюции университетской географии. Один из итогов этой работы – трехтомный труд «История географии в Московском университете».

В разные годы Ю.Г. Симонов разработал и читал – в том числе – с привлечением своих учеников - 19 лекционных курсов. В их числе; «Математические методы в географических исследованиях», «Морфометрический анализ», «Использование ЭВМ в геоморфологии», «Инженерная геоморфология», «Рудная геоморфология», «Выветривание», «Склоновые процессы», «Учение о речных бассейнах», «Морфотектоника», «Методология современной геоморфологии», «Введение в структурную геоморфологию», «Введение в экологическую геоморфологию», «Прикладное геоморфологическое картографирование», «Географическая наука и Московский университет», «Современные проблемы географии».

Юрием Гавриловичем воспитаны десятки кандидатов и докторов наук. Итоги его работы опубликованы более чем в 400 научных работах, в том числе в 25 монографиях.

Можно сказать, что им создана оригинальная научная школа, для которой типично соединение традиционных географических исследований с современными исследовательскими подходами (стационарные и аналитические исследования, использование дистанционных материалов, проведение морфометрических работ, использование ГИС-технологий).

Юрий Гаврилович обладал способностью ставить и решать крупные научные и прикладные проблемы, объединять коллективы учеников и единомышленников. При своей немалой занятости он всегда был доступен всем – от профессора до студента. И этим тоже объясняется огромное уважение, которым Юрий Гаврилович пользовался как на географическом факультете, так и среди специалистов, работающих за его пределами.

 

О ЛЮБИМОМ УЧИТЕЛЕ

Мне в жизни страшно повезло, у меня есть человек, которого я могу назвать своим Учителем…
Именно этой фразой я каждый раз начинаю долгий монолог, когда меня просят рассказать о «моем профессоре». Мне действительно очень повезло, первую половину моей жизни, меня, как и большинство обычных людей, воспитывали родители. Они дали мне очень много: базовые моральные принципы и глобальные жизненные ориентиры. Обычно с поступлением в университет, особенно на наш факультет, начинается пора самовоспитания или «учебы на личном опыте», понемногу у разных людей, мест, обстоятельств. У меня же было иначе. На 3 курсе я попала в «школу Ю.Г.Симонова», причем выбрала ее осознанно, не зная вообще ничего о ней. Очень хорошо помню момент, когда первый раз шла к нему в лабораторию. Нужно было обсудить возможную курсовую про какой-то никому не известный, но для меня самый важный на свете остров в Татарском проливе. Я стояла около двери и долго собиралась с мыслями, оттягивала момент. Но не из-за страха, а из-за внутреннего ощущения, что сейчас произойдет что-то очень-очень важное, что изменит мою жизнь навсегда… Так и случилось. За 8 лет Он стал для меня самым главным человеком на свете, для которого я могу все.. Рядом с которым я могу все! Он учит меня науке География, но для меня это наука Жизни.

Мне сложно сказать, сколько нужно написать томов, чтобы я могла рассказать, все о Нем, о нас, о том, как мы вместе работаем. Есть чувство, которое не требует вербальной формы. Приведу лишь один момент из процесса моего обучения.

«3 февраля 2010 г.
Бывают моменты, когда ты понимаешь, что заблудился. Это всегда неожиданно. Тебе кажется, что ты шел правильной дорогой, шел долго и быстро, думал о чем-то своем, т.к. был уверен в том, что идешь правильно. Но вдруг ты споткнулся, оглянулся вокруг и понял, что не можешь определить, где ты. И не понятно, что делать дальше. Идти назад – уже очень далеко, да и ты столько всего сделал для того, чтобы оказаться здесь. Направо, налево – а куда?! Конечно, можно. Но там бесчисленное количество таких же дорожек, как та, по которой ты пришел. Как выбрать ту, по которой идти тебе? Не понятно. И …. страшно. Остается только вперед, но теперь-то ты не знаешь, что там….И ты стоишь не месте и ждешь… Чего? Ждешь собственного решения. Решения идти дальше. На его принятие у кого-то уходят доли секунды, пока сигнал бежит от клеточек мозга до мышц ног, чтобы сделать шаг. У кого-то - месяцы, годы, а у кого-то и вся жизнь…
И вот в один из таких дней я пришла к Нему, чтобы показать то, что у меня не получалось и услышать от Него, что у меня действительно не получается. А услышала совсем другое…

Он назвал это Философия Мышления, хотя, по-моему, это Философия Жизни. Для меня теперь - это Философия Жизни. Гениальный человек.

- Каждый человек задумывается о смысле жизни. Но если собрать все эти смыслы и проанализировать, получится, что они чаще всего сводились к двум вещам – выжить самому и оставить после себя потомство. 
- Потомство… неужели жизнь сводится к тому, чтобы нарожать детей, потом они выросли и сделали то же самое?
- Потомство легко заменить словом Наследство. А что такое наследство? Это всегда что-то очень дорогое и ценное, что остается, когда человек уходит. Как думаешь, есть ли что-то ценнее человеческой жизни?
- Не знаю…. Это должно быть, что-то более вечное что ли…
- Да. Это знание… Давай я тебе немного расскажу, что это такое. Я думал об этом всю жизнь и постоянно учу тебя этому, только на практике. Давай теперь расскажу немного теории.

Первый шаг к получению Знания – это знакомство. В твоей жизни появляется что-то новое. И в этом новом тебе что-то интересно, а что-то пока нет. Интересно тебе то, что, либо ты очень хорошо знаешь и безошибочно определяешь, либо то, чего ты никогда не видел. И это всегда чудо! Получение любого знания устроено следующим образом. Сначала появляется ощущение. Если хочешь – интуиция. А что такое интуиция? Сейчас принято говорить – эзотерика, потусторонние силы, гадалки и т.д. На самом деле, это просто знание, которое мы получаем не через глаза и уши, а каким-то другим способом. Это те же знаки, как буквы на листе бумаги или звуки нашей речи. Просто люди не всегда умеют их интерпретировать, они обычно говорят – я так чувствую, у меня предчувствие. Это нематериально, поэтому люди не верят или называют это эзотерикой. Эти знаки есть на самом деле, и каждый из нас воспринимает их. Интуиция – это канал получения знаний. И нужно обязательно в него верить. А что такое вера? Вот представь. У тебя есть любимый мальчик. Но он уехал далеко и ты не знаешь, когда он вернется. Тебе грустно, ты постоянно думаешь о нем, но постепенно, с каждым днем, ты думаешь все меньше и меньше. Есть ли он рядом с тобой? Нет. А где-то далеко? Да. А почему? Откуда ты знаешь это? Я верю в это. Вооот. Видишь. Вера – это тоже знание. Вера – это то знание, на котором держится вся твоя жизнь. Есть то, во что ты веришь. А если ты не веришь – значит, этого нет. И так про все. В твоей жизни. Хочешь, чтобы что-то было – просто поверь в это. Это не сложно. И ты это умеешь. Почему, думаешь, я все тебе это говорю, мог уже давно отправить тебя домой рисовать карты или смотреть телевизор. А я сижу с тобой уже четвертый час и говорю тебе все это? Да, просто я в тебя верю. А если я верю – значит, это есть на самом деле. И будет, потому что я буду верить в тебя и дальше… Ну так вот, про Знание. От интуиции мы переходим к восприятию. Оно у всех разное. Одно слово каждый человек воспринимает по-своему. Это своеобразное наказание людей. Помнишь историю про разделение языков? Мы научились говорить на разных языках, а непонимание остается. Это очень важный момент. Непонимание. Пока оно есть, дальше ничего не получится, не будет движения вперед. Вот, например, у нас с тобой. Я тебе что-то рассказываю, ты случаешь, а потом говоришь – не понимаю. Вот с этого момента и начинается понимание. Ты осознала что-то из того, поэтому поняла, что не понимаешь. Процесс запущен. Ты спрашиваешь, я объясняю еще раз. В этот момент рождается новое знание. Наше с тобой знание. Оно такое же твое, как и мое. И это очень важно. Каждый раз после нашей встречи, ты уходишь, осознав себя, поняв что-то. Я тоже осознаю себя, т.к. говорю тебе что-то новое, или по-новому. И чем откровеннее, честнее, чем мы больше открыты друг другу, тем глубже и быстрее все происходит. Тем интереснее. Происходит процесс созидания, создания, рождения, если хочешь. Видишь… Что ты там говорила про детей? Из непонимания, преодолеть которое тебе в какой-то момент показалось невозможно, мы с тобой создали новое знание. Это наше достояние, наше наследство, наше потомство. Оно бесценно. И оно наше, на двоих. Помнишь диалектику. Движение – это взаимодействие. А взаимодействие – это такой процесс, в котором производятся и воспроизводятся все элементы системы и связи между ними. Понимание – это движение вперед. Так давай мы с тобой договоримся, что будем жить долго и у нас будет с тобой множество встреч. Встреч с неведомым. А ведь каждая наша встреча, каждый раз, когда ты приходишь ко мне, мы с тобой вместе движемся вперед. И сделать мы это можем только вместе. Понимание – это самое важное. Научиться этому несложно. Важно не скрыть этот момент – я не понимаю. Если пропустишь, постесняешься спросить, не обратишь внимания – не поймешь никогда. Спросишь – станешь богаче и обогатишь другого человека. Но должен сказать, что можно научиться понимать человека только тогда, когда он раскрывает тебе логику своего мышления, не ленится объяснить и увидеть в глазах такие же искорки, какие вижу я сейчас в твоих. Прошу тебя, никогда не отказывай людям в объяснении, а себе в возможности спросить. Так ты накапливаешь свое наследство и обогащаешь других. А любое непонимание – оно от незнания. Если один раз поймешь, больше никогда не ошибешься. Ну а дальше опыт. Много раз повторенное правило. В какой-то момент ты увидишь, что начинаешь узнавать объекты на основе тех знаний и того опыта, который у тебя уже есть. Тебе уже не нужно будет их анализировать, ты будешь их видеть, чувствовать. И круг замкнется. Но из той же диалектики мы знаем, что развитие – это не круг, а восходящая спираль, по которой мы поднимаемся выше и выше.

- Хочешь, скажу тебе пафосно и грубо про то, чем ты занимаешься. Про твои острова. Эти знания очень нужны науке, которая сейчас никому не нужна. Ты выбрала путь, по которому в науке еще никто не ходил. Думаешь, ты сможешь справиться с ним сама? Конечно, нет. Думаешь, я могу с ним справиться? Нет. А я профессор, большой ученый, доктор и академик. Я не смогу решить эту задачку. Просто потому, что я никогда не занимался этой проблемой. А проблема тут есть. Но я бы никогда и не увидел ее, если бы не ты. Знаешь, что нужно, чтобы то, что ты делаешь было востребовано людьми? Нужно заниматься прикладными вещами. Я тебя туда звал. В простой и надежный путь. На Сихоте-Алинь. А ты мне что сказала? Ты сказала, а я хочу на острова. А если хочешь… Чему я тебя научил прежде всего, когда ты пришла ко мне. Помнишь?
- Конечно. Вы сказали, если нельзя, но очень хочется, то можно.
- Хочешь этим заниматься? Выбрала свой путь? Иди! Тебе будет очень трудно. Если бы я был помоложе, я бы вмиг собрал здесь группу людей, которым бы страсть как хотелось изучать острова. А захотелось потому, что я бы так им это рассказал, что они бы и сами не заметили, как поверили мне. Ты мне сейчас веришь? А почему?
- Потому, что вы меня ни разу не обманывали.
- Да. А еще потому, что я очень вдохновенно тебе все это рассказываю. Рассказываю долго. Специально. Меня даже зовут Говорилыч. Да, Говорилыч. Но теперь-то ты знаешь, почему мне это так нравится… А рассказываю я так вдохновенно потому, что это моя жизнь. Я этим сейчас живу. Так вот. Мы бы все собрались вместе и сделали страну лучше, науку шире, острова ближе. Я так и делал всю жизнь. Вокруг меня всегда было много людей, потому что я хотел, чтобы они поняли. Вот и тебе, чтобы сделать твою науку нужной, надо рассказывать о ней, нужно делать ее понятной. Так и с любым другим знанием. Наука – это возможность брать, создавать знание и отдавать его. А отдавать – это такое счастье. А если в какой-то момент споткнешься, остановишься и не знаешь, куда идти дальше? Не беда. Постарайся научиться понимать. Мир, себя, людей, которые тебе по пути встречаются. Ведь они не просто так появляются. Мы не знаем, что дальше, но, чем больше мы умеем, тем больше у нас возможностей. Научиться можно всему. Для это только нужно сказать первую фразу – я не понимаю, объясните….»

АННА БУЛОЧНИКОВА, выпускница 2008 года, аспирантка Ю.Г.СИМОНОВА