Интервью АНДРЕЯ МЕДВЕДЕВА, выпускника 2005 г. кафедры картографии и геоинформатики, к.г.н. С 2006 г. работает в Институте географии РАН, заведующий лабораторией картографии (с 2014 г.).

 
 
28.10.2017

 

КАРТОГРАФ – ЭТО ЭВОЛЮЦИОНИРУЮЩАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ!

- Сегодня у нас в гостях картограф Андрей Медведев. Скажи, пожалуйста, где ты сейчас работаешь, какие у тебя регалии?
Андрей Медведев: Последние 12 лет я учился в аспирантуре и работал в институте географии РАН, а последние три года возглавляю лабораторию картографии в институте географии РАН, являюсь кандидатом наук.

- С чего все начиналось?
А.М.: Трудно сказать, но помню, что в детстве я все хотел нанести на бумагу. Играя в казаки-разбойники, я рисовал план местности, показывая ребятам, кто и где должен находиться. Мне тогда было лет 10.

- А сверстники слушали?
А.М.: Да, выполняли мои поручения. Мои родители – географы, мой дед – почетный фотограмметрист (обрабатывал аэроснимки для составления рельефа местности). Таким образом, можно сказать, что профессия у меня наследственная, хотя и по другому направлению. Родители не хотели, чтобы я стал географом, хотя сами кандидаты географических наук, поэтому еще в 10 классе я ходил на курсы в Высшую школу экономики. По окончании школы поступил в Институт управления, а параллельно на факультет географии МГУ. После этого родители согласились с моим выбором.

- Как происходит выбор направления в географии?
А.М.: Выбор кафедры и специальности раньше происходил после первого курса, когда были прослушаны базовые курсы, которые читали именитые профессора. Летом студенты проходили практику в поле (два месяца в Калужской области). Мы делали топографическую съемку, были задания по метеорологии, почвоведению, ланшафтоведению и т.д., то есть по всем тем курсам, по которым читалась теория. После двух месяцев практики у тебя есть месяц на выбор направления, по которому ты будешь специализироваться в дальнейшем. Так было, когда я учился в университете.

Сейчас, после введения бакалавриата, студенты, к сожалению, лишены такого выбора, так как сразу поступают на направление подготовки, не имея точного представления о содержании профессиональной деятельности.

- Что определило твой выбор направления?
А.М.: Мне очень понравилась практика, которую вел профессор, доктор наук В.С. Кусов. Это харизматичный человек, обладающий энциклопедическими знаниями, которыми он охотно делился со студентами, преподнося на тарелочке интересные факты. Его слушали с огромнейшим вниманием. Именно такие увлеченные, знающие люди часто являются основным фактором в выборе профессии.

- Давай поговорим о практичности профессии «картограф». Где работают такие специалисты?
А.М.: Картограф – это эволюционирующая специальность, так как сейчас идет бок о бок с геоинформатикой и дистанционными методами зондирования земли. Появляются новые технологии. Информатика интегрировалась в географию и позволила использовать современные методы построения карт, многие процессы автоматизированы. Сейчас никто карандашом карты не рисует. Активно используется также аэросъемка, космическая съемка. На кафедре есть специалисты, занимающиеся расшифровкой этих снимков.

- А где это применяется?
А.М.: Легче сказать, где не применяется. Например, страхование и строительство. Если произошло чрезвычайное происшествие (паводки, наводнение и т.п.), то вряд ли это случайно. Если человек возвел строение в пойме, то когда-нибудь случится наводнение. При строительстве важно учитывать рельеф местности. Если хочешь рисковать, то твоя страховка будет выше. Если недобросовестный человек желает получить страховку, или страховая не хочет платить, то можно заказать архивные космические снимки и, таким образом, решить спорный вопрос. На карту можно нанести любое явление, даже роман «Война и мир».

Геолокация также связана с картографией. С помощью навигации можно определить местонахождение человека, где бы он не был, наложив координаты на карту местности. При этом большое значение имеет точность и актуальность карт.

- Насколько плотно вы работаете с инфографикой?
А.М.: Все элементы оформления карт были проработаны очень давно, но сейчас добавились современные спецэффекты. Можно быть хорошим дизайнером, но при этом важно уметь работать с информацией. Начиная со второго курса, студентов учат отображать явления по законам картографии.

- Востребованы ли сейчас карты маркетолога? Что это за карты?
А.М.: Сейчас развито понятие «геомаркетинг». Его задачи – показать явление через электронную карту, выбрать оптимальную локализацию объекта, показать, где будет оптимальной постройка производства, например, или магазина. Геомаркетинг позволяет проследить локализацию транспортного потока, концентрацию населения, платежеспособность населения и т.д.

- Почему до сих пор пользуются популярностью военные карты времен СССР?
А.М.: Сейчас достаточно быстро можно получить карту современной местности, а сравнение этого снимка с советскими картами позволяет посмотреть динамику, какие произошли изменения на местности, так как плановая топография начала развиваться в 30-е годы 20 столетия.

- С какими технологиями Вы связываете будущее картографии?
А.М.: Карты останутся цифровыми, а развитие технологий будет направлено на детализацию данных, распознание объектов.

- В свете развития технологии, профессия картографа не будет трасформироваться, например, в модератора по контролю за дронами?
А.М.: Профессия картографа многогранна. Картограф – это прежде всего эксперт. Ни один дрон не сможет дать точное экспертное заключение.

- Какие существуют законодательные акты относительно картографии?
А.М.: Секретность никто не отменял, но сдвинулась масштабность секретности (50 тыс.).

- Что ты пожелаешь ребятам, которые захотят стать картографами?
А.М.: Не бойтесь пробовать, картограф может себя найти в самых разнообразных областях, как в теоретических, так и в практических, поэтому можно реализовать себя в полной объеме.