01.09.2015
Отвечая на вопрос корреспондента газеты "Поиск" о том, как новый декан ГФ МГУ оценивает нынешнее состояние географического образования в стране и какими видит пути его улучшения, СЕРГЕЙ ДОБРОЛЮБОВ отметил следующее:
- Если честно, окно возможностей по улучшению состояния российской географии не очень широкое. Все диктуется ситуацией в Министерстве образования и науки, а также общеуниверситетскими делами. Действительно, я занимаю свою должность совсем недавно, но до этого 16 лет был замдекана по научной работе, долго работал в приемной комиссии, был старшим экзаменатором, поэтому все внутренние проблемы и процедуры знаю хорошо.
Во-первых, думаю, что какие-то реформы должны произойти в структуре нашего внутрифакультетского образования. Сейчас мы создаем комиссию, которая могла бы стратегически подумать о том, что нужно, чтобы быть современным географом на современном этапе развития науки. Тем более что теперь у нас образование шестилетнее, появился дополнительный год, и встал вопрос, на что его истратить - это очень важно. Сегодня запущено большое количество различных межфакультетских и межкафедральных курсов, считаю это правильным, потому что сейчас специалист не должен больше быть “узким”. Наши ребята очень рано делятся по направлениям - после первого курса, что нетрадиционно для естественно-научных факультетов МГУ. Но география - такая наука, которая носит довольно широкомасштабный характер. Например, кафедры гидрометпотока и кафедры направления “География” имеют отличающееся в три с половиной раза количество часов математики, потому что кому-то это нужно в данный момент, а кому-то - нет...
Во-вторых, конечно, на факультет должны прийти ведущие ученые. К сожалению, сейчас наши связи с РАН очень осложнены, потому что общая тенденция такова, что мы освобождаемся от совместителей, а аспирантура внутри РАН тоже довольно сильно уменьшилась. Если посмотреть на то, сколько сегодня берут аспирантов ведущие по нашему направлению институты, то их число в 5-7 раз меньше, чем принимает сам географический факультет. Как привлечь академическую науку в вузы? Это довольно сложная проблема, потому что формальных путей ее решения не очень много, значит, должны быть неформальные - какие-то совместные лаборатории и так далее. Но все это требует финансирования, которое, естественно, пока не увеличивается.
Кстати, возвращаясь к вопросу о шестом годе обучения и том, как им распорядиться: означает ли его появление то, что теперь мы сможем принимать студентов на 20 процентов больше? Думаю, что нет. Более того, сейчас мы находимся на самом дне демографической ямы, потому что в ближайшие три-четыре года количество выпускников не увеличится, а будет очень низким вплоть до 2019 года. И только потом, постепенно, абитуриентов станет больше. Ясно, что государство эти вопросы тоже каким-то способом будет регулировать. Поэтому планы у нас есть, но о них рано пока говорить, потому что, в любом случае, мне еще не хватает некоего стратегического видения ситуации. Хотелось бы не просто оппонировать вызовы, которые приходят из Министерства или еще откуда-то, а все-таки подумать о качественном развитии на несколько лет вперед.