Мой МГУ. Воспоминания Надежды Виницкой

 
 
27.02.2025
 
           Московскому университету - 270 лет!           
Рассказывают выпускники юбилейных курсов
 
НАДЕЖДА ВИНИЦКАЯ, выпускница 1995 года кафедры гидрологии суши:
 
МОЙ МГУ
 
Думаю, у меня с самого начала не было выбора. Первые три года моей жизни семья жила на Университетском проспекте, и мама ходила со мной гулять среди яблоневых садов и верхних парков Университета. Потом, когда мы переехали в другой район, частенько приезжали навестить одно из самых любимых мест Москвы. В раннем детстве Главное здание МГУ казалось мне чудесным дворцом, а его обитатели, или как их называла мама - студенты, сказочными персонажами. Ведь в таком волшебном месте по-другому быть не может. 
 
Но даже когда я стала старше, МГУ не утратил своей магической привлекательности, оставаясь и манящим, и недоступным одновременно. Одноклассница любила хвастаться, что её мама поступала в сам Университет и не добрала всего одного балла! В моих глазах это было очень значимым достижением в жизни. Поступала… в МГУ! Осмелилась, решилась, не побоялась и даже почти поступила. Кто бы мне тогда сказал, что я тоже однажды попытаюсь взять эту высоту, ни за что бы не поверила. Заниженной самооценкой не страдала, но МГУ в моих глазах был слишком крут для такой, как я.
 
Но прошло несколько лет, остро встал вопрос, кем быть, и волей случая я попала в детский клуб «Планета» при Московском географическом обществе. Кроме лекций и занятий в Москве, в Клубе организовывали экспедиции по разным интересным уголкам тогда ещё СССР, в которых школьников сопровождали студенты Географического факультета МГУ. И вот тут-то я поняла, что хотя в МГУ учатся полубоги, но при желании и старании можно присоединиться к их сонму. А уж после того, как перед одной из экспедиций инструктаж нам провели на Геофаке, я окончательно и бесповоротно влюбилась в Главное здание, и никаких других альтернатив в поисках высшего учебного заведения не видела.
 
После посещения ГЗ МГУ целую неделю ходила под сильнейшим впечатлением. Меня совершенно потрясли масштабы, пустые пространства и таинственный полумрак; я принюхивалась к тревожащим странным запахам, рассматривала необычные интерьеры, восхищалась деревянной отделкой и скоростными лифтами, при подъёме на которых закладывало уши. А какой вид на Москву открывался из аудиторий! О чём тут думать?! Только МГУ и только Географический факультет.
 
Поступила я со второго раза, за время обучения много, что со мной произошло, не всё в жизни было сладко да гладко, особенно после смерти мамы, когда училась на втором курсе. Что скрывать, учёба временами давалась тяжело, а временами вообще хотелось всё бросить, но стоило только представить, что я лишусь моего ГЗ и больше никогда не окажусь в нём полноправным «обитателем», моментально собиралась с силами. Даже академку ни разу не взяла! 
 
Диплом защитила на отлично! Не принижая собственных стараний и упорства, должна сказать, что постоянно чувствовала поддержку от коллектива нашего факультета, и бесконечно благодарна преподавателям моей кафедры.
 
По-настоящему оценить уровень образования в МГУ я смогла только в процессе трудовой деятельности, даже не связанной со специальностью по диплому. Кроме знаний, необходимых в рамках владения той или иной дисциплиной, нас, выпускников Университета, научили самостоятельному научному поиску, систематизации и анализу полученной информации, критическому мышлению, грамотному изложению мыслей. И, самое главное, нас научили учиться, что позволило достичь успеха и построить карьеру в самых разных областях. Мне довелось поработать и в министерстве в управлении международного сотрудничества, и в юридической компании, и на авиационном заводе в финансовом департаменте, и в РЗУ (российское загранучреждение). И на каждом рабочем месте я осознавала, что не будь у меня Университета, в жизни бы мне пришлось гораздо тяжелее. 
 
А ещё не перестаю удивляться, как факт моей учёбы в МГУ, воспринимается другими людьми. Для меня-то сейчас это естественно и обычно. Так сложилось, что всё моё ближайшее окружение, самые лучшие друзья – выпускники МГУ, причём не только Географического факультета, но и ВМК, Экономического, Исторического, Почвоведения, Психологического, Юридического. Разве что муж МГИМО окончил. Но то, что для меня привычная данность, для многих других нечто элитарное, вызывающее повышенное уважение. Например, на авиационный завод меня взяли без финансового образования. Географического факультета МГУ, чтобы заключать и сопровождать миллиардные сделки, оказалось вполне достаточно.
 
Воробьёвы горы с верхними и нижними парками, Смотровой площадкой, яблоневыми садами, центральной аллей с фонтанами, общим комплексом МГУ и, конечно же, с Главным зданием для меня до сих пор самое главное место. Когда мне бывает грустно, тревожно, в жизни случается переломный момент, я всегда приезжаю или прихожу сюда. Посидеть под деревьями, послушать шелест листьев, потом подняться по ступеням к огромным кованным дверям, полюбоваться на эмблемы факультетов, особенно «Географию».
 
Перед отъездом в Демократическую Республику Конго, где мы сейчас с мужем работаем, туманным днём в конце ноября 2021 года я стояла на ступенях Главного входа со стороны Смотровой площадки, гладила свою «Географию» и плакала от нахлынувших чувств. Как говорится, перепахало накануне отбытия на другой конец Земли.
 
Многие мечтают о Хогвардсе, как об идеальном учебном заведении. Но только не я. У меня есть мой МГУ с моим Географическим факультетом в самой красивой высотке в Москве. Да что там в Москве, во всём мире!
 
 
ГЗ МГУ. ЗАРИСОВКИ
 
Буфет Мехмата был на 16 этаже. Если в наш была слишком огромная толпа, а перекусить хотелось, ходила к математикам.
 
Чувствовала себя среди них неуютно и неуверенно, но куда деваться. Старалась по возможности подсаживаться к более или менее адекватным и симпатичным. 
 
Как-то потратив последние копеечки на стакан какого-то напитка и жалкий бутерброд, подсела к безобидным с виду мехматянам, явно влюблённым, как я поначалу подумала. Они так страстно что-то обсуждали, что вообще не обращали на меня внимание. Внимания они не обращали и на стоящую перед ними тарелку с пирожными. Смотрела я на те пирожные и сглатывала слюну. 
 
А мальчик с девочкой всё больше входили в раж, вот только спор их был сугубо математический. Дошло до того, что они вытащили все салфетки из-под своих пирожных и стали покрывать их формулами, отстаивая свою точку зрения. 
 
Салфетки закончились, юные математики побежали искать новую поверхность для записей, а пирожные так и не тронули, вообще о них забыли. 
 
Как же мне хотелось утащить хотя бы одно! Но гордость не позволила. Всплакнула и ушла. А потом кааак пожалела! И жалею до сих пор! Надо было слопать и не мучаться!
 
 
КОВРИК ДЛЯ МЫШИ
 
- Скажите, у вас есть коврик для мыши?
- Вы бы ещё тапочки для тараканов попросили! 
 
Кто не помнит этот незатейливого анекдота ранней компьютерной эры! Сейчас он уже даже не кажется смешным, но только не для меня. Потому что придуман (срисован, списан) с меня и с моей любимой университетской подруги Гали Сапуновой.
 
Дело происходило в теперь уже далёком 1992 году, когда мы только-только перешли на третий курс и за время летней практики окончательно подружились. В лихие времена первой половины 90-х весь первый этаж-фойе Главного здания МГУ на Воробьёвых горах представлял собой один большой базар, где на каждом углу и в каждом закутке чем-нибудь торговали. Товары в основном были «тематические», рассчитанные на голодранцев-студентов: книги, канцелярка и какая-нибудь немудрёная еда (беляши-чебуреки). Но попадались и более интересные "развалы". Вот тут-то и случился с нами конфуз.
 
Как-то после или вместо занятий прогуливались мы с Галей по первому этажу и засмотрелись на торговую точку (средних размеров стол), заваленный невиданными диковинками по уму нерастяжимым ценам. Торговал всем этим богатством бойкий юноша, который, судя по его самоуверенному взгляду на окружающих, знал не только, названия всех артикулов представленного ассортимента, но и как этим пользоваться. Увы, для меня и Гали знакомых предметов на прилавке не было. Хотя... 
 
"Коврик для мыши" значилось на ценнике с астрономической цифрой аж в целых 3 американских доллара (в те времена на 1 доллар неприхотливый студент вроде нас мог спокойно прожить целую неделю). 
 
Далее между нами состоялся диалог примерно следующего содержания:
Я: Коврик для мыши за три доллара! Офигеть! Интересно, зачем такой нужен?
Галя: Понятия не имею.
Я: Наверное, это что-то вроде мелка "Машенька", который помогает от тараканов. Линию проводишь, таракан перебегает и дохнет. А коврик, видимо, надо положить перед норкой. Мышка по нему пробежит и умрёт.
Галя: Да нет! Для таких целей коврик слишком красивый. Видишь, какой на нём прикольный рисунок. Прям что-то космическое. Я думаю, это для домашних мышей. Есть же любители, которые их дома разводят. Наверное, такие коврики кладут в клетку, чтобы мышкам веселее было. 
Я: А чего он тогда такой дорогой? Мышкам в клетке не жирно будет?
Галя: Ну, может, он витамины какие для мышей излучает…
 
И тут я случайно подняла глаза на продавца. Парень был зелёно-пунцовым от долго сдерживаемого смеха, но издать хоть малейший звук не смел - боялся спугнуть сказочных идиоток. Хотя кому рассказать - всё равно не поверят. И я всё поняла, потому что, конечно же, слышала о новых компьютерах с новой операционной системой, и о том, что у этих компьютеров есть мышь, а к ней прилагается коврик... Слабым оправданием может служить лишь то, что первый такой компьютер я увидела лишь спустя три года, уже работая в министерстве.
 
"Пойдём отсюда, любезная подруга", - сказала я Гале, и мы гордо удалились, позволив продавцу наконец-то дать волю переполнявшим его чувствам.
 
Воспоминания Надежды Виницкой об МГУ 90-х гг. "Два мира" и "Секретная технология" размещены на нашем сайте - https://geograd.ru/blog/19014
 
 
 
 
 
Автор воспоминаний - Надежда Виницкая, выпускница 1995 года кафедры гидрологии суши