вход |
Андрей Петров (выпускник 1980 г. кафедры ЭГ зарубежных социалистических стран)
Книга, написанная сердцем
Больше месяца прошло с того дня, когда я и мои друзья вспоминали события 20-летней давности. 31 января 1993 г. на Эльбрусской учебно-научной базе географического факультета МГУ произошла страшная трагедия: в результате профилактического обстрела склонов снежная лавина накрыла здание студенческого общежития, в котором в это время находились шесть человек - студенты и выпускник факультета, а также один турист. К огромному сожалению, четверых ребят освободить живыми из-под снега не удалось. Ровно месяц назад я получил подарок от мамы одного из погибших ребят - книгу "О моем сыне", и именно сейчас я дозрел до того, чтобы рассказать об этом удивительном произведении и о его авторе - моем учителе и верном друге по всей моей сознательной жизни; о человеке, пережившем самое страшное, что может быть - потерю единственного ребенка и не сломавшегося, нашедшего в себе силы жить и творить дальше, о Человеке с большой буквы - Вере Павловне Чижовой.
Мы познакомились с ней в далеком 1976 году перед Новым годом. Я был тогда студентом 2 курса географического факультета МГУ, учился на кафедре экономической географии зарубежных социалистических стран (были тогда такие страны!) и очень страдал от того, что выбранная мною специальность не предполагала больших возможностей настоящей полевой экспедиционной жизни. Мне ее явно не хватало.
Надо сказать, что еще в 1975 году на моем 1-м курсе Вера Павловна вместе с моей однокурсницей Катей Лебедевой организовали студенческую Группу охраны природы (ГОП) - своеобразный аналог Дружины охраны природы биофака, тогда уже давно и успешно осуществлявшей свою важную природоохранную деятельность. Назвались скромно группой, а не дружиной. В первый год работы ГОПа многие мои однокурсники приняли участие в ее работе, борясь с браконьерами и помогая создавать новые охраняемые природные территории. Я, как уже было сказано, пришел не сразу. Наступало время зимней сессии и последующих каникул. Родная кафедра могла предложить только экспедицию НСО с поездкой в цивилизованные городские условия, а хотелось настоящего поля! Короче говоря, подошел я перед Новым годом к Вере Павловне и попросился в экспедицию на Средний Урал, совершенно не надеясь, что она согласится взять меня с собой без каких-либо моих заслуг в работе группы. Неожиданно все сложилось, и уже через месяц наша небольшая группа выдвинулась на поезде в тогдашний Свердловск с дальнейшим перемещением на берега реки Серга, где вместе со свердловскими дружинниками мы занимались предпроектными работами по созданию будущего национального парка "Оленьи Ручьи". Забегая вперед, скажу, что парк был создан, но не как национальный, а как региональный природный и только лишь в 1999 г.
После этой поездки наша дружба с Верой Павловной не прерывалась до сегодняшнего дня. Очень много было совместных поездок в самые разные географические точки, много праздников и много-много общих друзей. С Димой Чижовым я познакомился сразу же после возвращения из поездки на Урал, побывав у Веры Павловны в гостях в Чертаново. Он тогда был еще совсем маленьким, 10-летним и запомнился мне слабо. А узнал я его по-настоящему на следующее лето во время увлекательнейшей августовской экспедиции в Южную Киргизию на территорию проектируемого национального парка "Арсланбоб". Димка уже был на год старше и, благодаря своей полевой подготовке практически с младенчества, не сильно выделялся среди нас - великовозрастных, деля вместе со всеми все тяготы экспедиционной жизни. Больше всего я запомнил подъем на горный перевал, когда шел вслед за ним. Этот мальчишка, как большой, тащил на себе практически "взрослый" рюкзак, да еще и охапку дров в придачу. При этом (а подъем был очень тяжелым) ни разу не захныкал, а достойно двигался вместе со всеми, не давая себе расслабиться. Потом я ездил с ним, когда он уже стал студентом, вместе на Соловки, ходил на байдарках. и прочее. Дима оказался очень мужественным человеком и, к тому же, одаренным природой разнообразнейшими талантами: писал стихи, песни, прозу, играл на гитаре, выступал на сцене. И вот, в один момент, его яркая творческая жизнь была прервана. И произошло это в горах, которые он так любил, и которым решил посвятить свою жизнь (он был гляциологом). Когда все это произошло, я не смог быть рядом с Верой Павловной, поскольку у меня только что появился на свет собственный сын, которому в момент гибели ребят было всего 2 месяца. И выше моего понимания было состояние матери, казалось, полностью потерявшей смысл жизни. Но, были два момента, отличавшие ее ситуацию от многих других подобных историй. Дима успел оставить после себя двух детей, которые фактически стали для Веры Павловны его реинкарнацией. Сейчас они уже взрослые люди (кстати, продолжившие стезю отца и бабушки - оба стали географами). С другой стороны, Вера Павловна, как абсолютно светлый и добрый человек всегда умудрялась и продолжает умудряться концентрировать вокруг себя огромное количество таких же, как добрых и светлых людей, многие из которых были с ней рядом в самый трудный период времени и продолжают оставаться в пределах досягаемости и дальше.
В общем через 20 лет она смогла написать книгу о Диме. И это - одна из лучших книг, которые мне довелось прочитать! Она читается на одном дыхании, потому что написана сердцем. Думаю, что любой человек согласится со мной, даже тот, кто лично не знаком с ней и кто не был знаком с Димой.
Давайте же пожелаем Вере Павловне отличного здоровья, новых дальних и не очень поездок и новых друзей, которые, я уверен, у нее будут продолжать появляться, как это было всегда!
На нашем сайте размещены отрывки из книги В.П.Чижовой «О моём сыне» (см. 19 января 2013 г.)