Фрилансеры от науки, объединяйтесь!

 
 
30.10.2010

                           Уважаемые выпускники!

Меня зовут Роман Беккиев, я - основатель проекта SciLance. Мне кажется, что выпускникам-географам было бы интересно узнать о нашем проекте. Точнее, я в этом уверен, т.к. сам выпускник геофака (2008 г. каф.ФГ и ландшафтоведения), и создавал сайт частично под свои собственные нужды.                       Фрилансеры от науки – объединяйтесь! Во-первых, кто такие фрилансеры от науки? По нынешним временам – почти все научные сотрудники ВУЗов и НИИ, за исключением, пожалуй, самых мэтров или самых ленивых. Это все те, кто участвует в разработке проектов сторонних заказчиков. То, что научные сотрудники принимают участие в прикладных проектах коммерческих предприятий – явление конструктивное и широко распространенное не только у нас, но и на западе. Было оно распространено и в Советском Союзе, хотя в несколько иной форме. Более того, большинство фундаментальных обобщений делается на материале, собранном в таких прикладных проектах.Но если в советские времена с задачей распределения таких проектов справлялась система госзаказов, а на западе существует устоявшийся цивилизованный рынок инноваций, то в современной России заказы распределяются посредством «сарафанного радио», через знакомых и десятки посредников. Кто от этого выигрывает? Ну, вы сами знаете кто. А кто проигрывает? Рядовые исполнители, научные работники, те самые фрилансеры от науки. Проигрывают и непосредственные заказчики: если не оказалось подходящих знакомых, если бюджет проекта не позволяет делиться со множеством посредников… в конечном итоге проигрывает Россия, для которой «инновационный путь развития» так и остается мечтой.Вот потому и призывают создатели сайта SciLance.com объединяться фрилансеров от науки. Именно это простое действие необходимо для создания цивилизованного рынка научных разработок в нашей стране. Подобное сообщество позволит создать информационное поле в области маломасштабных прикладных научных разработок, в его пределах каждый научный работник сможет заявить о своем существовании (а также квалификации) напрямую заказчику. С другой стороны, заказчикам оно позволит найти нужного исполнителя. Не говоря уже о том, что, объединившись, куда легче отстаивать свои права.Наконец, сообщество научных фрилансеров послужит цели более тесной интеграции ученых из разных областей знания в рабочих коллективах, объединенных реальными задачами. Именно с этой целью – усиления интеграции научного сообщества – на сайте планируется в ближайшее время создание различных дополнительных сервисов: электронной библиотеки, онлайн конференций, вики-списка грантообразующих фондов и др. Инновации: внедрение или изготовление на заказ?Все сейчас говорят об инновациях. Но откуда они берутся? Многие думают, что инновации – это продукт, естественным образом возникающий в головах ученых, в ходе их размышлений. Нужно лишь найти их разработкам правильное практическое применение, и вот оно, счастье. Увы, все не так просто. Кажется описанным способом некоторые инновации тоже появляются. Но статистика печальна: только одна из трех тысяч светлых идей способна добраться до рынка и стяжать на нем коммерческий успех. Естественно, инвесторы лишний раз рисковать не хотят. Однако ведь у японцев или американцев получается идти «по пути инновационного развития»! Как? Давайте вспомним простое правило из теории познания. Оно гласит: в правильном исследовании сначала ставится задача, и только потом начинаются поиски ее решения. Логично, черт возьми! Почему же сфера инноваций должна быть исключением? Здесь точно так же. Задача должна появиться на предприятии, например, в недрах маркетингового отдела или технологического, затем она должна быть передана исследовательскому подразделению, а там уже светлые головы должны найти ее решение (после чего, опять же технологи должны придумать, как это решение внедрить в производство). Но это хорошо, если предприятие – транснациональная корпорация или промышленный гигант и у него есть и исследовательское подразделение, и технологический отдел? А если нет? Если в фирме кроме трех агентов (по работе с клиентами, с поставщиками и по маркетингу) работает только бухгалтер и гендиректор? А ведь такие компании – далеко не редкость…На удовлетворение нужд, в первую очередь, вот таких малых предприятий и рассчитан сайт SciLance.com. Разработчики сайта создали сообщество свободных исследователей и инженеров, действующих от собственного имени, без привлечения огромных научных организаций – университетов, НИИ и КБ. Сайт создан специально, чтобы максимально упростить создание прямых связей между разработчиками и непосредственными заказчиками – малыми предприятиями, нуждающимися в инновационных технологиях. Научный фриланс и заказные инновации.Все знают, куда нам двигаться: вперед по пути инновационного развития. Но как на него стать, на этот путь? Существует множество проектов, ставящих своей целью достижение инновационного развития – от огромных строек с многомиллионным бюджетом вроде «Сколково» до совсем мелких частных проектов вроде «Ордена технократов», весь бюджет которых ограничен рекламным баннером от «Бегуна». Несколько необычный подход к проблеме решили испробовать создатели сайта SciLance.com. Их главные тезисы – «основная масса инноваций создается на заказ» и «фрилансеры от науки – объединяйтесь». Два этих тезиса – две стороны одной медали. С одной стороны, вопреки укоренившемуся представлению, инновации – это не удачно перенесенные на практику мысли неких гениальных ученых естественным образом возникшие в процессе их деятельности по изучению тайн мироздания. В большинстве случаев инновации – это результат решения вполне конкретных небольших задач, появляющихся в процессе производства, эксплуатации или продвижения на рынке тех или иных товаров или услуг. То есть, задачи появляются из потребностей рынка. Далее работающие на рынке компании передают эти задачи ученным и инженерам, которые бьются над их решением и в итоге создают инновацию – новое, доселе не существовавшее решение задачи.Но как выглядит процесс передачи задачи от рыночной компании ученым? Если речь идет о транснациональной корпорации – то у нее есть свое исследовательское подразделение. Если о промышленном постсоветском гиганте – то он может со своей задачей обратиться в специализированный НИИ или КБ. А как быть небольшой фирме со штатом в полтора десятка человек? Ни о каком исследовательском подразделении и речи быть не может – оно разорит такую фирму за полгода. Да и до НИИ и КБ достучаться им вряд ли удастся – общедоступны обычно только адреса и телефоны их дирекции, а ей редко есть дело до частных задач небольших компаний. Разве только если найдётся подходящий знакомый…С другой стороны, не секрет, что для многих научных работников существенным подспорьем являются небольшие частные проекты, в которых они участвуют от собственного лица, не привлекая организацию – тот самый НИИ или КБ (у нас это считается чуть ли не зазорным, однако, явление это вполне конструктивно и имеет место во всем мире).  Вы уже догадались, кто является заказчиком таких проектов? Увы, это не та небольшая фирма, нуждающаяся в инновациях. Это подходящий знакомый подходящего знакомого. Не правда ли, не самая отрадная ситуация? Вот ее-то и решили исправить создатели SciLance.com. Решение проблемы, фактически, витало в воздухе – создать единую базу данных, сводящую в одном месте, во-первых, готовых взяться за проектную работу «вольных исследователей» – «фрилансеров от науки»,  во-вторых, объявления о требующих решения задачах, снабдить ее удобным рубрикатором и поисковиком. И –  вуаля – заинтересованные стороны сведены вместе без особых проблем и лишних посредников.

Наш сайт: http://scilance.com Мой профиль на нашем сайте (для примера): http://scilance.com/scilancers/person/8

РОМАН БЕККИЕВ, капитан проекта SciLance.com