18:09:2021
 
 
15 сентября 2021 года после внезапной тяжёлой болезни скончалась АННА КОНСТАНТИНОВНА ЕВДОКИМОВА, выпускница 1966 года кафедры географии почв и геохимии ландшафтов.
 
Анна Константиновна была непосредственным, энергичным и очень неравнодушным человеком, заводилой на своём курсе, отличным председателем Правления ЖСК - настоящей хозяйкой в общем доме. 
 
Она долго пыталась осуществить идею создания факультетского музея, но это оказалось слишком трудной задачей. Зато ей (вместе с Михаилом Орловым) удалась другая её задумка - выпуск сборника песен геофака "И ТОГДА НА ЭТАЖЕ ДВАДЦАТОМ".
 
Спасибо, Анна Константиновна, за Ваши добрые дела! 
Светлая память...
                                             
 
МИХАИЛ ОРЛОВ, кафедра географии почв и геохимии ландшафтов, выпуск 1973 года: 
С горечью узнал о кончине Анны Константиновны Евдокимовой. Мы были знакомы полвека, со студенческих времён. Анна была куратором зимних студенческих экспедиций нашей кафедры, а в последующие годы - добрым советчиком и другом. Сколько раз мы собирались в её гостеприимном доме, сколько интересных разговоров, сколько песен мы спели! 
 
В 2018 году Анна предложила составить и издать сборник песен, которые пели на географическом факультете МГУ. В 2019 году мы выпустили этот сборник - "И тогда на этаже двадцатом"... 
Светлая память хорошему доброму человеку...
 
 
АЛЕКСЕЙ МАРКОВ, выпускник 1984 года кафедры общей физической географии и палеогеографии:
Простился с Анной Константиновной Евдокимовой. Кто она была для меня? Моим университетским преподавателем? Формально нет… Анна Константиновна не вела у нас ни одного предмета. Куратором студенческой группы? Руководителем НСО, научного студенческого кружка? В общем, да. Но сухие слова «куратор» и «руководитель» совершенно не подходят для человека, который самозабвенно уходит в проблемы своих студентов, забывая о том, что рабочий день имеет свои границы.
 
Как-то Анна Константиновна вызвалась быть оппонентом моей дипломной работы, которую я написал по результатам практики на Дальнем Востоке. Стоит ли говорить, что и практику в тех местах устроила тоже она. Я думал, что Анна Константиновна будет мою работу хвалить. Неожиданно я подвергся уничтожающей критике. Сдержанно отметив положительные стороны работы, она жёстко раскритиковала стиль изложения! До сих пор помню этот урок, он мне очень пригодился в жизни. В частности, в газетной работе, которой я уже значительно позже занимался пять лет.
 
Анна Константиновна познакомила меня с миром полевой археологии, дав возможность побывать в Новгородской археологической экспедиции. Там она занималась палеогеоурбанистикой – наукой на стыке палеогеографии, геохимии и археологии. Отраслью науки, которую - я допускаю такую возможность - она сама и основала. Через четверть века я позвал Анну Константиновну к своим друзьям уже в другую археологическую экспедицию, Старо-Рязанскую. Будучи в пенсионном возрасте, Анна Константиновна, недолго думая, прихватила мешочки для образцов, как и раньше, пустилась в путь к новым людям и приключениям.
 
Просмотрев свой архив, я понял, что фотографий Анны Константиновны у меня нет. Есть только один групповой снимок, где она стоит в центре группы студентов. Снимок был сделан в 1983 году в Армении. На втором снимке Анна Константиновна прикрыла варежкой лицо. Я стою рядом, шарф прикрывает нос. Фото сделано в Архангельске, в январе 1982-го. В тот день было минус тридцать.
 
Спасибо, Анна Константиновна, за то, что Вы делали для нас, совершенно не будучи обязанной это делать. За то время, знания и жизненный опыт, которые Вы щедро дарили нам.
 
                        Анна Евдокимова
 
Анна Евдокимова с Дмитрием Головановым (слева) и Энх-Амгаланом.
В конце 80-х гг. начались первые эколого-геохимические исследования в Улан-Баторе и анализ влияния
загрязнения на здоровье населения и, прежде всего, детей.
 
День Географа. Выступление выпускников 1966 года. С микрофоном - Анна Евдокимова. 
ДК МГУ. 18 декабря 2001 года.
 
Анна Евдокимова с Булатом Окуджавой на Старом Арбате. Ноябрь 2013 года.
 
Обложка сборника песен, которые пели на географическом факультете МГУ.
Анна Евдокимова с Михаилом Орловым выпустили этот сборник в 2019 году.
 
Анна Евдокимова - в центре группы студентов. Снимок был сделан в 1983 году в Армении.
 
Фото Алексея Маркова: Анна Константиновна прикрыла варежкой лицо. Я стою рядом, шарф
прикрывает нос. Фото сделано в Архангельске, в январе 1982-го. В тот день было минус тридцать.
 
 
 
 
15 сентября 2021 года после внезапной тяжёлой болезни скончалась АННА КОНСТАНТИНОВНА ЕВДОКИМОВА, выпускница 1966 года кафедры географии почв и геохимии ландшафтов.
 
Анна Константиновна была непосредственным, энергичным и очень неравнодушным человеком, заводилой на своём курсе, отличным председателем Правления ЖСК - настоящей хозяйкой в общем доме. 
 
Она долго пыталась осуществить идею создания факультетского музея, но это оказалось слишком трудной задачей. Зато ей (вместе с Михаилом Орловым) удалась другая её задумка - выпуск сборника песен геофака "И ТОГДА НА ЭТАЖЕ ДВАДЦАТОМ".
 
Спасибо, Анна Константиновна, за Ваши добрые дела! 
Светлая память...
                                             
 
МИХАИЛ ОРЛОВ, кафедра географии почв и геохимии ландшафтов, выпуск 1973 года: 
С горечью узнал о кончине Анны Константиновны Евдокимовой. Мы были знакомы полвека, со студенческих времён. Анна была куратором зимних студенческих экспедиций нашей кафедры, а в...
свернуть
17:09:2021
 
 
Поздравляем АНДРЕЯ МАКСИМОВА, выпускника 1992 года кафедры биогеографии, с победой на 20 Байкальском международном кинофестивале имени В.Г. Распутина «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» в Иркутске! Его фильм «ЗЕМЛЯ КУЛИКА-ЛОПАТНЯ» (совместный с режиссёром Юлей Дарковой) о спасении этого вида от вымирания получил приз в номинации лучший научно-популярный фильм!
 
В конкурсной программе фестиваля в этом году был представлен 31 фильм от режиссеров 11 стран мира: России, Швеции, Германии, Канады, Ирана, Израиля, Аргентины, Австралии, Лесото, ЮАР, Италии.
 
Подробнее об Андрее Максимове: продюсер в DNA film production, член РГО, сооснователь НКО Русское Общество Сохранения и Изучения Птиц.
 
 
Вручение Андрею Максимову приза в номинации лучший научно-популярный фильм
 
 
                                                        Награда Андрея Максимова
 
 
Поздравляем АНДРЕЯ МАКСИМОВА, выпускника 1992 года кафедры биогеографии, с победой на 20 Байкальском международном кинофестивале имени В.Г. Распутина «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» в Иркутске! Его фильм «ЗЕМЛЯ КУЛИКА-ЛОПАТНЯ» (совместный с режиссёром Юлей Дарковой) о спасении этого вида от вымирания получил приз в номинации лучший научно-популярный фильм!
 
В конкурсной программе фестиваля в этом году был представлен 31 фильм от режиссеров 11 стран мира: России, Швеции, Германии, Канады, Ирана, Израиля, Аргентины, Австралии, Лесото, ЮАР, Италии.
 
Подробнее об Андрее Максимове: продюсер в DNA film production, член РГО, сооснователь НКО Русское Общество Сохранения и Изучения Птиц.
 
 
Вручение Андрею Максимову приза в номинации лучший научно-популярный фильм
 
 
     ...
свернуть
13:09:2021
 
Новый выпуск проекта «ЕЩЁНЕПОЗНЕР»
Гости нового выпуска проекта – профессор географического факультета МГУ НАТАЛЬЯ ЗУБАРЕВИЧ, декан экономического факультета МГУ АЛЕКСАНДР АУЗАН, профессор НИУ ВШЭ ГРИГОРИЙ РЕВЗИН – рассуждают о России богатой и бедной, о России-К (коллективистской) и России-И (индивидуалистической), о русской Америке и русской Азии, о заброшенности и модернизации, о новой столице и новых городах. Как же устроена Россия? 
 
00:00 Тизер
1:25 Почему мы перестали читать книги и перестали ли
3:48 Литературоцентричность и центричность России 
8:17 Продолжаем говорить о чтении, заграничных паспортах, поездках в Анапу и Крым
15:05 Что будет, если завтра вдруг опустится «железный занавес», социокультурные характеристики России и важные термины выпуска: Россия-К и Россия-И
19:25 «Власть не безумна, а рациональна»
24:12 Ждут ли нас массовые репрессии и цифровое тоталитарное государство
27:07 Почему в России не получится как в Китае
29:37 «Рейтинг свободы снизился после пандемии»
31:37 «Нам придется сражаться за свою свободу что там, что здесь»
34:17 Цифровые экосистемы и #MeToo
37:07 Идея одного человека = идеология целого государства? 
41:42 «Невозможно плавно уйти от империи»
43:54 «Идеология – позитивный ответ на вопрос о том, что есть истина». Отличия России-К от России-И
48:52 Что такое «агломерация» и как она работает
55:01 О сельском хозяйстве России, русских землях и их освоении
57:54 Почему все выпускники идут в банки, а не в агросектор 
1:06:15 «Труп будет вас мучить и предопределять дальнейшее развитие»
1:08:37 «Всё, что за Уралом — там что мы восстанавливать будем?»
1:09:42 «Учите матчасть!» — монолог Наталии Зубаревич о деревнях и другом 
использовании пространств России
1:13:04 «Зачем они ставят эти памятники, когда никого вокруг нет?»
1:16:20 Процесс модернизации России и сельских территорий
1:19:19 Как решать проблему экономически невостребованных территорий
1:23:22 Креативные индустрии и стрельба по-македонски от Натальи Зубаревич
1:28:27 Неутешительные прогнозы
1:33:18 «Не думаю, что эпидемия закончится даже в 2022 году»
1:38:06 Агломерация Москва-Петербург
1:39:35 Человеческий капитал, субэтносы и сдвиг столицы из Москвы в Сибирь
1:47:38 Что о сдвиге столицы думает Наталья Зубаревич
1:50:10 Три инициальных равновесия России
1:53:00 Финал, игра в профессию и пузырёк валерьянки
 
 
 
 
 
 
Русское поле экспериментов: Зубаревич, Аузан, Ревзин #ещенепознер
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Новый выпуск проекта «ЕЩЁНЕПОЗНЕР»
Гости нового выпуска проекта – профессор географического факультета МГУ НАТАЛЬЯ ЗУБАРЕВИЧ, декан экономического факультета МГУ АЛЕКСАНДР АУЗАН, профессор НИУ ВШЭ ГРИГОРИЙ РЕВЗИН – рассуждают о России богатой и бедной, о России-К (коллективистской) и России-И (индивидуалистической), о русской Америке и русской Азии, о заброшенности и модернизации, о новой столице и новых городах. Как же устроена Россия? 
 
00:00 Тизер
1:25 Почему мы перестали читать книги и перестали ли
3:48 Литературоцентричность и центричность России 
8:17 Продолжаем говорить о чтении, заграничных паспортах, поездках в Анапу и Крым
15:05 Что будет, если завтра вдруг опустится «железный занавес», социокультурные характеристики России и важные термины выпуска: Россия-К и Россия-И
19:25 «Власть не безумна, а рациональна»
24:12 Ждут ли нас массовые репрессии и цифровое тоталитарное государство
27:07 Почему в России не получится как в Китае
29:37...
свернуть
13:09:2021
Я выпускница этого года и хочу работать. Но к сожалению, я не очень представляю, где и какие варианты работы экологом практикуются. Я бы хотела найти работу, связанную с какими-то выходами в поле, а не чисто офисную. Может быть, вы подскажете, в каких компаниях такую можно найти или хотя бы как называются такие вакансии?) 
Заранее спасибо!
Я выпускница этого года и хочу работать. Но к сожалению, я не очень представляю, где и какие варианты работы экологом практикуются. Я бы хотела найти работу, связанную с какими-то выходами в поле, а не чисто офисную. Может быть, вы подскажете, в каких компаниях такую можно найти или хотя бы как называются такие вакансии?) 
Заранее спасибо!
свернуть
10:09:2021
 
 
ЧАСТЬ 3. ГЕЯ-1977, с неожиданными последствиями...
(курс 1981 года выпуска)
 
Друзья, вы уже поняли, что у каждого выпуска «своя ГЕЯ». У одних это чистое творчество и воспевание богини Земли. У других - юные забавы на пойме. 
У сегодняшних наших рассказчиков праздник ГЕИ оказался столь политизированным и имел такие последствия, которые точно не задумывались ее отцами-основателями 50 лет назад… 
А еще это история о том, как, отдавая дань Сатинским традициям, мы открываем в себе таланты, которые бы так и остались нераскрытыми, если бы не праздник ГЕИ. И о том, как порой спонтанное и бесшабашное сплочение вокруг этого веселого праздника закладывает основы многолетней крепкой дружбы. И как же много теряет нынешнее поколение студентов, которые либо не знают об этой традиции, либо ее игнорируют. Эта история и для них, нынешних студентов, – не упустите свой шанс, ребята! 
_____
Речь пойдет о ГЕЕ 1977 года. 
Напомним, что это был важный в политическом отношении год – XXV съезд КПСС, принятие новой Конституции. А еще 16 июня 1977 года, в самый разгар Сатинской практики, произошло досрочное снятие Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорного, и вся власть сосредоточилась в руках КПСС под руководством Л.И. Брежнева. 
 
Вот зарисовка тех дней. 
В Сатино на доске у штаба висело 3 портрета: Брежнев, Подгорный, Косыгин. В ночь с 16 на 17 июня предусмотрительно был содран портрет Подгорного, и на утро на доске зияла дыра, напоминающая выдранный зуб, со следами скребка и высохшего клея. Удивительно, что студенты в своем большинстве этого не заметили – всем было все равно. Но именно в тот год, в Сатино, кроме неизменного парторга практики Тихоцкого, присутствовал и представитель парткома МГУ. А праздник ГЕИ проходил под особым присмотром и бдительным контролем со стороны партийного руководства…
 
Авторы воспоминаний в порядке появления в нашем рассказе:
 
РУБЕН МНАЦАКАНЯН – кафедра ФГЗС (ныне физгеография мира и геоэкология), к.г.н., профессор и в недавнем прошлом декан Центрально- Европейского Университета (Будапешт-Вена).
 
ТАТЬЯНА ШЕВЦОВА (Беркут) - картограф, редактор картографического и книжного издательств.
 
ВЛАДИМИР СМОЛЬНИКОВ (в народе Репс) – гидролог, основатель компании «Спорт-Урал», главный редактор газеты «Спорт-экспресс Урал».
 
МАРИНА ФЕЛЬДШТЕЙН (Трубецкова) – метеоролог, к.г.н., научный сотрудник Института Водных проблем РАН. 
 
СЕРГЕЙ ВАРУЩЕНКО – геоморфолог, к.г.-м.н., ИФЗ РАН, ИПНГ РАН, геоинформационные системы, прогноз землетрясений. Руководитель Группы компаний "ЭСТИ".
 
Участники праздника ГЕЯ-77, о которых идет речь в воспоминаниях:
 
АНДРЕЙ КАРПЕНКО (в народе Карп) – кафедра ЭГСССР, кинорежиссёр, зам. декана режиссёрского факультета ВГИКа, автор документальных сериалов 90-х "Криминальная Россия", "Ледниковый период", др. Баскетбольный судья. Ушел от нас в 2004 году.
 
ИГОРЬ КОРОБЕЦКИЙ – палеогеограф, к.социол.н., руководитель департаментов образования Москвы, Президент Московского ин-та экономики, политики и права (2005-2006), основатель Международного центра современных стратегических инноваций в образовании. Заслуженный учитель РФ. Ушел от нас в 2011 году.
 
СВЕТЛАНА МУРАШКИНА – картограф, к.г.н., журналист, дайвер, главред журнала "InVertum", популяризатор парадайвинга.
 
А также: МАКСИМ ПЕРОВ, ИВАН ЗАТЕВАХИН, ДМИТРИЙ БАБИЧ – великая троица Аргонавтов-77, фотография которых венчает эти воспоминания. Ее история столь же необычна, как и события, которые описываются ниже.
 
Ну а собирала для вас воспоминания и написала к ним пояснения ГОЛИЦЫНА ИРИНА – кафедра ЭГЗСС (ныне ГМХ), ex-директор в западных компаниях Chupa Chups, Carrera y Carrera, Estee Lauder Russia. Сейчас наставник и вдохновитель молодых топ-менеджеров и предпринимателей, консультант люксовых брендов.
 
Итак, мы начинаем!
«Ничего не помню» – именно таким был наиболее распространённый ответ на наш вопрос о празднике ГЕЯ-77. Дальнейшие расспросы не сильно помогали, хотя ответы уже больше походили на правду: «Сильно бухие были. Хорошо отпраздновали!».
 
Действительно многое забылось. Даже свидетельства о том, кто стал ГЕЕЙ, разнятся.
То ли времени много прошло с того далекого Сатинского лета – целых 44 года!
То ли за эти годы наш курс придумал много другого… Чего только стоят две книги воспоминаний, которые мы издали к 25- и 40-летнему юбилеям окончания геофака. 
 
Или наши ежегодные вылазки в Сатино, когда мы торжественно закапываем на пойме бутылки с алкоголем, обещая себе откопать их через 5-10-15 лет, но которые неизменно выкапываем уже на следующий год, и история повторяется вновь. (Если кто-то из читающих эти строки откопает на пойме бутылку коньяка, виски или водки, помните, что она собственность 81-го года выпуска, и выпить ее желательно вместе с нами).
 
Или недавний спектакль-вампука о приключениях Буратино, который мы поставили к встрече курса в честь 40 лет окончания МГУ. Вот, что об этом спектакле говорит РУБЕН МНАЦАКАНЯН: «Ты только представь, шестидесятилетние бабушки и дедушки на полном серьёзе разучивали текст, репетировали несколько раз, даже генеральный прогон был. Всё по-взрослому!»…
 
…Именно, что «на полном серьезе и всё по-взрослому» разучивали, репетировали, но это сейчас, а тогда в Сатино мы были молодыми и легкомысленными…
И вот, что о празднике ГЕИ-77 вспоминает всё тот же РУБЕН МНАЦАКАНЯН, автор сценария одной из команд: «Точку в сценарии я поставил минут за десять до выхода на сцену. Понятно, что ни о каком заучивании ролей речи быть не могло. Поэтому выглядело это так. Я был типа как ведущий и озвучивал текст. Карп (Андрей Карпенко) и Серёга Варущенко сидели рядом и пели зонги. А актёры вставляли реплики по ходу моих разъяснений той или иной сцены, когда им становилось понятно, как развивается сюжет, и о чём примерно надо говорить. 
Сюжет нашей команды был Аргонавты. 
Макс Перов был Язоном. Ваня Затевахин и Дима Бабич – члены его команды. 
Вот что они искали, сказать затрудняюсь, но явно не Золотое Руно. Может быть, ГЕЮ? 
 
ТАТЬЯНА ШЕВЦОВА (команда Аргонавтов):
«Сценарий для нашей команды писал Рубен Мнацаканян и кто-то ещё. И как всегда, сценарий про Аргонавтов был с тонкой политической составляющей (Прим.: «как всегда» – это отсыл к последующим спектаклям, которые после Сатино наш курс еще не раз ставил по сценариям Рубена).
Дело в том, что в тот год вокруг Сатинского лагеря планировали построить бетонный забор, что очень не нравилось студентам. Вот наши свободолюбивые авторы и решили продернуть это в сценарии. 
Помню, что в самом конце спектакля Света Мурашкина кричала: "И чтобы вокруг не было никаких заборов!".
 
РУБЕН МНАЦАКАНЯН (команда Аргонавтов):
«Совершенно не помню, как сценарий был связан с забором. Но какой-то элемент диссидентской фронды в нем явно присутствовал, потому как после праздника меня у сортира заловил парторг практики Тихоцкий и стал яростно вопрошать, почему я не показал сценарий какой-то комиссии за два дня до начала. На мои робкие попытки объяснить, что два дня назад о сценарии никто ещё не думал, и что он был завершён непосредственно перед самим выступлением, Тихоцкий реагировал с явным недоверием. Но в какой-то момент он решил от нас отстать, и никаких последствий это для меня не имело».
 
(А вот для другого участника праздника ГЕЯ-77 последствия были куда более драматичные…).
 
ВОЛОДЯ СМОЛЬНИКОВ (команда Калипсо):
«Здесь не будет хохмы. Здесь будут исключительно факты, которые я вспомнил…
 
Команд с претендентками на звание ГЕЯ-1977 было штук семь. Тогда в Сатино их называли платформами. Потом парочка отпала - сдалась, так сказать, без боя. 
Из пятёрки оставшихся наиболее весомо выглядели две платформы.
Одна - с Перовым, Варущенко и Карпенко. Аргонавты.
Другая рекламировала Калипсо, в ее роли выступала Марина Фельдштейн.
Наша палатка (Одиноков, Евдокимов, Коробецкий, Киселёв, Лапин, Микулинский и я) наблюдала за ходом предвыборной борьбы индифферентно, со стороны. Обсуждали чуть-чуть, но не участвовали. Скорее всего, проголосовали бы за Карпа (Андрей Карпенко, команда Аргонавты). 
 
И вдруг ни с того ни с сего, вечером прям накануне праздника ГЕИ, к нам с Коробецким подошли Сидорова и Фельдштейн и попросили помочь. Оказалось, что больше половины актёров их спектакля дезертировало. Фактически играть завтра было бы некому. Хоть снимайся с выборов. "Ребята, ну почему они все испугались играть?"- недоумевали девчонки, протягивая нам сценарий из кучи листов…
 
Мы расхохотались - ясно ведь, что нормальным людям такое количество текста не осилить. Мы сказали, что текста должно быть раз в десять меньше, и что мы готовы переделать сценарий. Но тут выяснилось, что этого недостаточно, и что два основных персонажа Посейдон и шестёрка-пескарь остались без актёров, а нам предлагается не только поработать над сценарием, но и выйти на сцену. Коробецкий приосанился - он догадался, что Посейдон достанется ему - и согласился. Я же сразу объявил, что в новом сценарии "шестёрку-пескаря" придётся заменить на Кита-советника, которого я готов сыграть. Девчонки не возражали. 
 
Мы с Коробецким ушли в камералку работать над новым сценарием - отбой не касался тех, кто готовился к завтрашнему празднику. Сразу же родилось несколько стихотворных панегириков нашей ГЕЕ-Марине. Что-то из них за 5 минут до отбоя я успел прочитать из штаба по громкой связи, чтобы пресечь поползшие слухи о снятии с пробега платформы Калипсо. Что-то мы написали мелом на асфальте. А еще один текст, нарисованный Смахтиным красками на многочисленных листах, решили вывесить прямо над входом в столовую. И когда полупроснувшийся люд шёл на завтрак, то увидел плакат с текстом: "Истории не повернуть колесо! ГЕЯ одна, имя ей - Калипсо." Этот текст, в отличие от остальных, я почему-то не забыл. 
 
В сценарии мы с Коробецким сразу решили сделать беспроигрышный приём - стёб по поводу жизни в лагере и обыгрывание наболевших тем. Причём, оставили место для импровизации, исходя из того, как всё пойдёт. Здесь важно напомнить, что лето 1977 года было связано с какими-то важными выборами, хотя не понимаю, как выборы могут быть важными, если их исход очевиден. Чуть ли не в Верховный Совет (прим.: выборов в тот год в Верховный Совет не было, но это и не важно, политическая атмосфера была накалена, и это не могло не отразиться на том, что происходило вокруг праздника ГЕИ). По этой причине в Сатино находился представитель парткома МГУ, который на каждой утренней линейке на плацу перед столовой выступал и говорил по поводу предстоящих выборОв (с ударением на последней гласной). Понятно, что я не мог не использовать этот момент. 
 
Наше представление началось с того, что морские обитатели были построены на «плацу из морской капусты», как мы это назвали. К ним вышли мы с Коробецким. На ногах у нас были ласты, а на груди болтались таблички "ПОСЕЙДОН" и "КИТ-СОВЕТНИК", сродни табличке "ПАРТИЗАН" перед расстрелом. Наш вид был настолько нелеп, что народ начал ржать. А когда я, подражая голосу и интонациям парткомовца, сказал, что у меня есть несколько слов по поводу выборОв в ГЕИ, публика уже полностью была нашей. Любая следующая фраза из жизни моря (и одновременно Сатино) добавляла жару в зале. А когда зазвучала финальная песня на мотив известной криденовской "Molina" со словами:"Мари-и-и-ина будет нашей ГЕЕЙ", то подпевали уже все. 
 
Потом, конечно, было и голосование, но публика, разгоряченная нашим последним выступлением, свой выбор уже сделала. И Калипсо в лице Марины Фельдштейн с большим перевесом была провозглашена ГЕЕЙ. 
 
А дальше случилось то, что ни в каком сценарии мы предвидеть не могли.
После объявления результатов голосования мы плясали на сцене вокруг Марины, голова которой уже была украшена цветами, и продолжали петь финальную песню. Потом наша ГЕЯ царственным жестом указала на меня с Коробецким, и радостная толпа подхватила нас и понесла вниз. Очевидно, что направление было в сторону поймы – мы заранее позаботились о том, чем будем отмечать победу. Но до поймы нас не донесли - на пути возник Тихоцкий, который вознамерился немедленно со мной поговорить. Дело в том, что все фразы «на грани фола» были сказаны именно мной. 
 
Когда в камералке мы остались один на один с Тихоцким, он потребовал предъявить ему наш сценарий. В этот момент в комнату ворвался Коробецкий с криком, что никакого сценария не было – мы, мол, импровизировали. Тогда Тихоцкий дал нам бумагу и ручку и сказал: «Пишите!». Мы написали сценарий, стараясь обойти все острые углы. Тем не менее Тихоцкий прошипел, что я МГУ не закончу…
 
Шутки шутками, но когда в начале (в начале!) весеннего семестра 3-го курса у меня накопилось некоторое количество прогулов, то именно Тихоцкий поставил на кафедре вопрос о моём отчислении. Я не допускал даже мысли о серьёзности ситуации, но Константин Геннадьевич поговорил с теми преподавателями, которые ничего у меня не вели и практически меня не знали, и с перевесом в 1 (один) голос я был отчислен. Студент, который имел в виртуальном дипломе только пятёрки и четвёрки. Вот так праздник ГЕИ в итоге изменил всю мою жизнь...».
 
(Прим.: Володя Смольников все-таки закончил МГУ много лет спустя в 1990 году, став самым долгоиграющим студентом геофака. Он не изменил гидрологии, которую выбрал в далеком 77-м году, и остался ей верен всю свою жизнь).
 
А ЧТО ЖЕ С ГЕЕЙ?
И вот тут воспоминания разнятся. Или наоборот лишь подтверждают неожиданную политизированность праздника ГЕИ 1977 года. 
 
РУБЕН МНАЦАКАНЯН (Аргонавты):
«Я помню, что в одной из команд очень красиво пела Марина Фельдштейн, и все думали, что приз отдадут ей. Но какая-то группа сделала беспроигрышный ход, представив в качестве ГЕИ маленькую девочку дошкольного возраста. Девочка держалась так искренне и непосредственно, что не дать ей первый приз было невозможно».
(Прим. Самое забавное, что девочку предложила именно та команда, в которой выступал сам Рубен, и для которой он писал сценарий. Ох, уж эта наша память…).
 
ТАТЬЯНА ШЕВЦОВА (Аргонавты):
«Насколько я помню, победила все-таки наша команда. 
У нас ГЕЕЙ была маленькая девочка - такой вот хитрый ход мы использовали. Помню это, потому что сама же ее и привела. Девочке было лет 6. Как звали, не скажу, а вот фамилию мамы помню хорошо – Швец. Похоже на Шевцову – потому и запомнила. Мама была заведующей столовой. У нас потом ещё бонус был - блат в столовой. Всегда можно было получить добавку даже самого дефицитного блюда. А девочка эта все остальные дни на практике, как только меня видела, сразу неслась обниматься.
 
После праздника ГЕИ мы ели пирог с вареньем. То ли это был утешительный приз, то ли... то ли все же победили именно мы!
Но вот недавно Марина Фельдштейн прямо кинулась в бой, когда я сказала, что мы победили. Говорит: Я - ГЕЯ! Ну как тут поспоришь?!»…
(Прим. Похоже, страсти вокруг ГЕИ не утихают и спустя 44 года).
 
МАРИНА ФЕЛЬДШТЕЙН (Калипсо) 
«Судя по воспоминаниям других однокурсников, «первое место» поделили между мной и маленькой девочкой. Таня Шевцова упорствует, не признавая этого факта. Я же точно помню, что выбрали меня, хотя, возможно, мы разделили это звание.
 
В спектакле я пела арию Элизы из «Моей прекрасной леди». Слова «Я танцевать хочу», я переделала в «Я ГЕЕЙ быть хочу, свободной стать хочу…».
Тогда Репс с Коробецким придумали какую-то историю про несчастную нимфу Калипсо, которая томилась в заточении. Нимфой была я. А потом она, то есть я, каким-то образом освободилась и стала ГЕЕЙ. 
 
Смутно помню окончание слогана, который они выкрикивали: "ГЕЯ одна, имя ей - Калипсо!". Но зато помню свой наряд: я надела купальник и заткнула за трусы длинные полотенца, изображавшие юбку. В этом костюме я чувствовала себя необыкновенно нарядной».
 
РУБЕН МНАЦАКАНЯН (Аргонавты):
«Похоже, что вопрос о ГЕЕ остался открытым. Марина ею стала или маленькая девочка? 
Я, кстати, теперь уже не берусь на 100% утверждать, что выбрали девочку…
 
Может, Марину ГЕЕЙ стихийно провозгласила общественность, а девочку назначило жюри во главе с Тихоцким? Судя по тому, что произошло потом, начальство не могло команде Калипсо со сценарием Репса и Коробецкого присудить официальную победу.
По-моему, что-то такое и было: официальное жюри ГЕЕЙ провозгласило девочку, а Марина стала, типа, "народная принцесса" . 
 
Ну это могут быть спекулятивные рассуждения под влиянием момента. Давай напишем, что народная память сохранила двух ГЕЙ. Скорее всего, симпатии были на стороне Марины Фельдштейн, но официально первый приз политкорректно отдали ребенку».
 
(Прим.: Если для одних праздник ГЕЯ-77 обернулся угрозами со стороны партийного начальства и даже последующим изгнанием с факультета, то для других участие в ГЕЕ стало началом будущего творческого пути. 
Марина Фельдштейн спустя несколько лет стала вокалисткой Академического хора МГУ. Поет в нем уже 35 лет. И хотя сама Марина это никак не связывает с тем своим Сатинским выступлением, но ее ария Геи вызвала такой восторг зрителей, что хочется верить, что именно оно заложило основу ее будущей хоровой карьеры.
Но если у Марины это произошло органично: выступление – аплодисменты и восторг публики – Академической хор МГУ, то перелома в судьбе другого нашего героя могло бы не быть, если бы не технический сбой аппаратуры…).
 
СЕРГЕЙ ВАРУЩЕНКО (Аргонавты):
«Суета в палатках 40 и 41, которые называли "ревущие сороковые", началась только за несколько часов до начала мероприятия. Прежде всего потому, что свои таланты и мужскую стать всему прогрессивному студенчеству захотели продемонстрировать неугомонные Куба (Рубен Мнацаканян), Максимка (Макс Перов) и примкнувшие к ним Затевахин, Бабич и другие. Сценарий, как всегда, склепали за час. Смысла в нём было мало, зато "обнажёнки" много - что и требовалось!
 
Нужен был завершающий финальный аккорд - весёлая песенка. Тут под раздачу попал и я. Ничего так же стремительно родить не мог. Правда, в голове всё время крутилась мелодия новомодного тогда шлягера "Вологда-гда". Вот тут-то в палатке появился Карп (Андрей Карпенко). Его тогда, как гитариста, еще не воспринимали. Он взял у меня гитару, изобразил оркестровую яму и тут же с листа на мотив "Вологды" запел песню про Сатино и Протву. Мы все в одни голос сказали: «Будешь петь!». В то время Карп был ещё стеснительным интеллигентным мальчиком. Он упёрся - не буду. Потом всё же согласился петь, но только со мной дуэтом. 
 
Когда мы выползли на сцену (прим.: по воспоминаниям Рубена «оба пьяные») и надо было петь, мой микрофон почему-то отключился. Может, это были происки конкурентов?! Наступила пауза, и тогда Карп сказал мне шепотом: «Серега! Я тебе этого никогда не забуду!». А поскольку его микрофон работал, то эти слова прозвучали на всю площадь, и их услышали все присутствовавшие. Потом, вплоть до самого своего ухода в 2004 году, Карп еще не раз говорил мне эти слова, скрепившую нашу дружбу на многие годы. А тогда я в отчаянии и со всей своей телячьей мочи орал и бил по струнам. Но благодаря электричеству, колонкам и работающему микрофону, слышно было только Карпа.
Так летом 1977 в Сатино родился певец и музыкант Андрей Карпенко и… будущий кинорежиссёр».
 
О ФОТОГРАФИЯХ ПРАЗДНИКА ГЕЯ-77.
Кроме двух, фотографии праздника ГЕЯ-77 у выпуска 1981 года сохранились только в памяти. 
Вот как описала одну из утерянных фотографий Таня Шевцова: «Макс Перов кудрявый и в простыне что-то орёт. Рядом Дима Бабич тоже орет. Рядом мы со Светой Мурашкиной тоже орущие. А впереди Ваня Затевахин, несущий на плече девочку».».
 
Но две фотографии все же сохранились!
На одной из них сцена из выступления команды Аргонавтов. В центре – Макс Перов в роли Язона. Слева от него в плавках Ваня Затевахин. Справа в очках и простыне – Дима Бабич. 
Однажды после попытки поставить эту фотографию на сайте Одноклассники ее забанили за пропаганду порнографии. Но мы – географы, поэтому смело ставим эту фотографию без купюр и задней мысли.
 
 
Глядя на эту фотографию спустя 44 года, сложно представить, что через какое-то время эти полуголые молодые студенты станут солидными учеными, государственными деятелями, кандидатами наук, профессорами… 
Поэтому представим этих ребят на фотографии в их нынешнем статусе, слева направо:
 
ИВАН ЗАТЕВАХИН – биогеограф, к.б.н., телеведущий, автор телевизионных программ «Диалоги о животных», «Живые истории», создатель ютюб-канала «Затевахин о Животных». Писатель, режиссёр. Член экспертного совета национальной премии «Хрустальный компас».
 
МАКСИМ ПЕРОВ – кафедра ФГСССР, городской планировщик, профессор Международной академии архитектуры, зам. директора Института «Гипрогор», директор департамента Минрегиона России (2004-2008). Действительный государственный советник 3 класса. Член Союза архитекторов России, член РГО, эксперт СЕМАТ Совета Европы. 
 
ДМИТРИЙ БАБИЧ - гидролог, эколог, к.г.н., с.н.с. географического факультета МГУ. Главный эколог-аудитор (СЕГ/Северо-Европейского газопровод и другие магистральные трубы). Автор коротких рассказов https://hydrok.livejournal.com
 
 
На репетиции времени практически не было. Это момент минут за 10-15 до выхода на сцену.
Бородатый у микрофона, типа ведущий, - это Рубен Мнацаканян.
Справа от него сидят с гитарами Карп (Андрей Карпенко) и Сергей Варущенко.
За спиной Карпа с трудом распознаются Раймонд Крищюнас и Андрей Рыбаков. Остальных не опознать.
 
 
ЧАСТЬ 3. ГЕЯ-1977, с неожиданными последствиями...
(курс 1981 года выпуска)
 
Друзья, вы уже поняли, что у каждого выпуска «своя ГЕЯ». У одних это чистое творчество и воспевание богини Земли. У других - юные забавы на пойме. 
У сегодняшних наших рассказчиков праздник ГЕИ оказался столь политизированным и имел такие последствия, которые точно не задумывались ее отцами-основателями 50 лет назад… 
А еще это история о том, как, отдавая дань Сатинским традициям, мы открываем в себе таланты, которые бы так и остались нераскрытыми, если бы не праздник ГЕИ. И о том, как порой спонтанное и бесшабашное сплочение вокруг этого веселого праздника закладывает основы многолетней крепкой дружбы. И как же много теряет нынешнее поколение студентов, которые либо не знают об этой традиции, либо ее игнорируют. Эта история и для них, нынешних студентов, – не упустите свой шанс, ребята! 
_____
Речь пойдет о ГЕЕ 1977 года. 
Напомним, что это был важный в политическом отношении год – XXV съезд КПСС, принятие новой Конституции. А еще 16 июня 1977 года, в самый разгар Сатинской практики, произошло досрочное снятие...
свернуть
08:09:2021
 
 
А вот и второй фильм о 1 Съезде географов в Сатино 7-9 сентября 2001 года: САТИНО-2001. ПОЛЕВОЙ ДНЕВНИК.
Автор - ОЛЬГА ИВАНОВА, выпускница 1985 года кафедры геодезии и картографии.
 

 

 
 
А вот и второй фильм о 1 Съезде географов в Сатино 7-9 сентября 2001 года: САТИНО-2001. ПОЛЕВОЙ ДНЕВНИК.
Автор - ОЛЬГА ИВАНОВА, выпускница 1985 года кафедры геодезии и картографии.
 
 
...
свернуть
08:09:2021
 
Этой осенью юбилей ещё одной уникальной географической традиции.
20 лет назад, 7-9 сентября 2001 года, впервые во всемирной истории, прошёл 1 СЪЕЗД ГЕОГРАФОВ в Сатино! 
 
Туда съехались географы разных поколений, в том числе выпускники 1971 года, с которых в 1968 году и началась практика в Сатино.
На торжественной церемонии открытия Съезда на подъём метеозонда была приглашена геодинастия Симоновых во главе с профессором Юрием Гавриловичем. Был большой концерт в столовой, где прозвучали факультетские песни разных лет. Работали Салон красоты, ЗАГС и ПТК ("Причал торпедных катеров" - бар, созданный нашими выпускниками).
 
Всё это вы увидите в фильме "1 СЪЕЗД ГЕОГРАФОВ В САТИНО".
Автор фильма - Е. Бекмаханов. 2001 год.
 

 

 
Этой осенью юбилей ещё одной уникальной географической традиции.
20 лет назад, 7-9 сентября 2001 года, впервые во всемирной истории, прошёл 1 СЪЕЗД ГЕОГРАФОВ в Сатино! 
 
Туда съехались географы разных поколений, в том числе выпускники 1971 года, с которых в 1968 году и началась практика в Сатино.
На торжественной церемонии открытия Съезда на подъём метеозонда была приглашена геодинастия Симоновых во главе с профессором Юрием Гавриловичем. Был большой концерт в столовой, где прозвучали факультетские песни разных лет. Работали Салон красоты, ЗАГС и ПТК ("Причал торпедных катеров" - бар, созданный нашими выпускниками).
 
Всё это вы увидите в фильме "1 СЪЕЗД ГЕОГРАФОВ В САТИНО".
Автор фильма - Е. Бекмаханов. 2001 год.
 
 
...
свернуть
06:09:2021
 
 
5 сентября ушел из жизни НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НИКИШИН, выпускник 1978 года кафедры физической географии зарубежных стран, заслуженный работник культуры РФ, кандидат географических наук, известный российский музеевед и преподаватель. 
 
После окончания географического факультета МГУ в 1978 году Николай Алексеевич попал по распределению в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, что и предопределило дальнейший вектор его научных интересов и профессионального развития. 
 
В 1984 году он поступил на работу в НИИ культуры Министерства культуры СССР (Российский институт культурологии Минкультуры РФ), а в 1986 году возглавил Лабораторию музейного проектирования, созданную по его инициативе. Он возглавлял этот коллектив специалистов более 20 лет, под его руководством было написано и издано более 16 научных сборников и монографий, посвященных музейному делу. Он принимал участие более чем в 150 и руководил реализацией более 100 проектов, связанных с созданием и модернизацией музеев и музейных экспозиций в более чем 40 регионах России. 
 
Также Николай Алексеевич Никишин – автор более 150 публикаций. Одновременно, несмотря на большую загруженность, Николай Алексеевич успевал делиться своим опытом с многочисленными студентами – он преподавал в магистратуре Московской Высшей Школы социальных и экономических наук. 
 
Последние годы жизни Николай Никишин посвятил исследованию феномена корпоративных музеев. Во многих регионах Российской Федерации и за рубежом знали и уважали Николая Алексеевича, который всю свою жизнь стремился сделать музеи лидерами социального и экономического развития страны, институциями, формирующими общественное мнение. 
 
Мы все помним и любим Николая Алексеевича и скорбим вместе с его родными и близкими! 
 
ПРОЩАНИЕ состоится в среду 8 сентября в 8:00 утра в ритуальном зале морга 67 Городской больницы на улице Саляма Адиля, 2.
 
 
 
                                   НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НИКИШИН
 
 
5 сентября ушел из жизни НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НИКИШИН, выпускник 1978 года кафедры физической географии зарубежных стран, заслуженный работник культуры РФ, кандидат географических наук, известный российский музеевед и преподаватель. 
 
После окончания географического факультета МГУ в 1978 году Николай Алексеевич попал по распределению в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, что и предопределило дальнейший вектор его научных интересов и профессионального развития. 
 
В 1984 году он поступил на работу в НИИ культуры Министерства культуры СССР (Российский институт культурологии Минкультуры РФ), а в 1986 году возглавил Лабораторию музейного проектирования, созданную по его инициативе. Он возглавлял этот коллектив специалистов более 20 лет, под его руководством было написано и издано более 16 научных сборников и монографий, посвященных музейному делу. Он принимал участие более чем в 150 и руководил реализацией более 100 проектов, связанных с созданием и модернизацией музеев и музейных экспозиций в более чем 40 регионах России. 
 
Также Николай Алексеевич Никишин – автор более 150 публикаций. Одновременно, несмотря на большую загруженность, Николай Алексеевич...
свернуть
03:09:2021
 
 
ЧАСТЬ 2.  Праздники ГЕИ в 1975 и 1976 гг.
 
Продолжаем рассказ о самой яркой и уникальной (существует только на геофаке МГУ) летней традиции. 
 
ГЕЯ-1975 (выпуск-1979)
 
Не у всех свидетелей показания совпадают...
 
ЕВГЕНИЙ БАГРЯНЦЕВ, выпускник 1979 года кафедры океанологии, руководитель компьютерной службы журнала "Наше наследие":
 
Праздник ГЕИ придумали до нас. Кажется, Жениамин Якушев об этом 
упомянает в своих воспоминаниях. А у нас эта идея родилась как-то в Пресс-центре
Что такое Пресс-центр? К концу первого месяца сатинской жизни (практики, полевые дневники, дожди, безразмерные брезентовые плащи) радисты стали в "колокольчик", висевший над штабной палаткой в центре территории (а тогда в Сатино стояли армейские палатки на 12 человек с раскладушками, дощатым полом - и ни одного забора), включать записи Сергея Никитина, и не только Никитина. Очарование этих песен заставляло застыть столбом и слушать, слушать... потом и самим брать гитару и пробовать петь.
 
А в нашей третьей палатке были Гоша Васильев, и Женя Якушев, и Лёша Литвак, и Стеф (Коля Стефов)...
В палатке не пели. Пели на пойме и в Егоровом овраге, в основном ночью, с шампанским или игристым розовым, ведь "под горой родимый магазин".
 
А потом посиделки сложились в комнате камералки и были названы Пресс- центром. Был даже нагрудный знак на фотобумаге "ПРЕСС ЦЕНТР" - чтобы было.
 
А было весело и необыкновенно. Мы стали ВСЕ ВМЕСТЕ: рассказы, песни, взаимные симпатии - сейчас это назвали бы креатив.
Так вот, на якушевские слова Гошка Васильев и Аннушка Рослякова (Рослячок) отреагировали немедленно, и ГЕЯ родилась заново - в виде выборов ЕЁ ИЗБРАННИКА.
Был написан текст, розданы роли, вечерние посиделки стали репетициями.
 
Что в результате получилось?
"ВОСХОЖДЕНИЕ НА ОЛИМП": под речитатив нараспев компашка богов поднималась по ступенькам к вездеходу (тогда там стоял армейский вездеход под брезентом).
 
Громов-Зевс говорил:
"Ты что-то нам хотел поведать, Аполлоша? 
Воскликнул ты: 'важнейшей из наук' ... и замолчал.
Нам интересно было б знать, какой ты предпочтенье отдаешь?"
 
Якушев: "Не гневайся на дерзость слов моих, владыка. 
Важнейшей из наук считаю я науку, что географией зовется.
О география, да, ты великолепна. 
Какое множество названий так нежно мне ласкает слух: 
Шампань, Токай, Массандра... Жигули...."
 
А потом Деметра - Даша Павлова воспевала плоды земные;
а потом Арес - Багрянцев с подачи Васильева-Аида :
"Что слышу я? какой маразм! 
(культовое слово в те годы, - был сорван аплодисмент!)
Мужчинам созидать не подобает!
В кровавом зареве войны сгорят все ваши ананасы!"
(кстати, на репетиции в Пресс-центре эту реплику подавал Бых(овец Сережа). Медленно, задумчиво изобразив тираду Ареса, он помолчал, пожевал губами и неожиданно закончил так: "ананасы....и огурцы....тоже".
Это было лучшее исполнение!)
 
В свою очередь огорчался Стеф:
"Эх, да что там говорить! 
Пусть скажет за меня сожженный лес, истоптанная пойма, замученный ручей в Егоровом овраге.."
 
Дальше действо не помню в точности. 
За сердце ГЕИ (ДЭЛИИ ЦВЕТКОВСКОЙ) бились претенденты со своими командами ("...выдвигай кандидатов!") 
 
Команда факультета почвоведов (да, они синхронно с нами в тот год были в Сатино) выдала нечто блатное. Поц по фамилии Грачев в позе урки на кровати был доставлен на сцену, спел про Магадан, ну и зрителям не угодил.
 
Выиграл наш рабфак, МИША БУРЫГИН стал избранником и получил приз "В столовке - без очереди!", чем потом и пользовался.
 
А как голосовали - не помню. 
Вадик Громов потом сделал минитираж картонных знаков о празднике размером со спичечную этикетку: на черном фоне - алая стилизованная буква Г (и Гея, и Гео).
 
Но ГЕЯ была только эпизодом того баснословного Сатина:
Васильев и все пели, Рослячок со Стефом учили танцевать вальс на волейбольной площадке, был нахальный побег на лодке и плакат "Заслужим ударным трудом прощение и поощрение" (!) Был ночной путь пешком (6 км из Балабаново) с коликами (у Коли Стефа) и соответственно с ГОШИКАМИ (у Васильева!) в животе.
Был обалденный лодочный поход по Протве с ночёвкой на сеновале, парным молоком и прочим очарованием...
 
Так что в сентябре на 18 этаже, прямо у лифта, все сразу кидались обниматься друг с другом!
 
 
СЕРГЕЙ БЫХОВЕЦ, выпускник 1979 года кафедры метеорологии и климатологии, с.н.с. Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН (г. Пущино):
 
Праздник ГЕИ 1975 года, 12 июля...
 
Основная идея – выборы Избранника ГЕИ, который должен был искупить некую коллективную вину студентов за нанесенные ей обиды, иначе говоря: «из толпы студентов недостойных избрать достойного, и примиренье с ГЕЕЙ превратить в её же праздник»… 
 
Вообще, мне казалось, что сама идея выборов родилась именно в нашем «оргкомитете» Праздника (если что-то подобное было и до нас – мы об этом не знали, и вообще – нам очень мало конкретики удалось тогда узнать о предыдущих Праздниках, то есть всё придумывалось заново в нашем Пресс-центре)...
 
Предвыборную агитацию – помню плохо, хотя была она весьма активной и яркой, все было завешано плакатами с предвыборными обещаниями. Но – практически ничего конкретного не помню... Кандидатов изначально было несколько, но большинство географов сняли свои кандидатуры (в числе кандидатов точно был Володя Крыжов, но, кажется, он снялся; был Борис Соколов, возможно он как раз не снялся и участвовал в выборах, но точно не уверен). Насколько я помню, основная конкуренция была между кандидатом от нашего рабфака Бурыкиным, и представителем проходивших тогда тоже практику в Сатино студентов ф-та почвоведения. Ввиду численного превосходства географов, результат был, в общем, предрешён.
 
Лучше помню маленький спектакль, с которого праздник начинался, и от которого сохранились несколько фотографий (не мои! автора сейчас не вспомню...) 
Собственно, я присутствовал при написании сценария (сказать «участвовал» я, пожалуй, не решусь). Если не ошибаюсь, 1-го июля, был выходной после геодезической практики. Почти все уехали в Москву, из активных участников Пресс-центра/агитбригады остались только Гоша Васильев и Аня Рослякова (и «примкнувший к ним» я, собственно, кажется, именно с этого момента и вовлеченный ими в деятельность Пресс-центра). И в этот день сценарий театрального действа был обсуждён, и в основном написан. Общая идея выборов к этому времени уже, кажется, была сформулирована, а театральное представление должно было «разъяснить смысл» того, почему возникла необходимость «избрать достойного», способного примирить ГЕЮ со студентами. (Текст размещён внизу после всех воспоминаний).*
 
Наверное, потому, что я таки как-то участвовал в этом обсуждении, потом, через ~5 лет, уже будучи в армии, восстановил по памяти почти весь сценарий. Правда, кроме ключевого по смыслу монолога Афины, и предшествовавшей ему реплики Зевса! (М.б. Аня сможет вспомнить свой монолог?) Впрочем, я отвлекся: для поставленной задачи это не так важно. Но восстановленный текст сценария на всякий случай все же высылаю, может быть он способен пролить свет на «сюжетообразующую» идею праздника больше, чем мои попытки что-то рассказать.
 
После представления на Олимпе (возвышении перед душевой) Олимпийцы снисходят на плац перед столовой, где проводятся состязания кандидатов в Избранники. Содержания состязаний тоже не помню, «от слова «совсем», как и то, как они оценивались, и какое влияние эти оценки оказывали на окончательный результат... 
 
Потом – собственно выборы – «простым голосованием»: сторонники окружали своего кандидата, а «Олимпийцы», они же – оргкомитет Праздника, подсчитывали сторонников... Чествование победителя (Избранника), примирение с ГЕЕЙ, торжественное шествие вниз к реке, катание на лодке по Протве, освещенной факелами. Костер на пойме. Концерт у костра...
 
P.S. Фотографии не мои!!! и автор за давностью лет неизвестен (кажется, я тогда - осенью 1975-го печатал сатинские фотографии с пленок Игоря Шнайдера, Люды Паршиной, и чьих-то еще, но чьи именно эти снимки - вспомнить не могу...)
 
 
ВАДИМ ГРОМОВ, выпускник 1979 года кафедры океанологии:
 
Наши добавления с ЛЁНЕЙ ИСЪЁМИНЫМ. Он мне рассказал гораздо больше, чем я сам помню.  
 
Мы выбирали жениха для ГЕИ. Победил Боря Соколов. Мы ещё сочиняли текст для представления. Это было коллективное творчество, там все понемножку постарались - Гоша Васильев, Андрей Щербаков, Аня Рослякова, Лёня Исъёмин.
 
У кандидатов были партии, типа группы поддержки. И они выпускали плакаты, которые назывались дацзыбао. Лёня Исъёмин был в Пресс-центре, который вывешивал на стенде эти дацзыбао.
 
А ГЕЮ не выбирали. ГЕЯ была условная.
Девочки не хотели соревноваться.
 
Идея - выбирать не ГЕЮ, а жениха – была по словам Лёни его. Мы обсуждали, как организовать праздник ГЕИ, почему-то девочки не захотели, чтобы кто-то из них был ГЕЕЙ. Ну, Лёня и предложил выбирать для неё жениха.
 
Лёня с Серёжей Богушевым делали опрос общественного мнения - опрашивали человек 20-30, за кого они собираются голосовать, и публиковали итоги от имени института Гэллапа в очередном дацзыбао.
 
Ещё Лёня вспомнил радиогазету. В которой он выступал с интонациями диктора Бибиси. Одно его выступление (последнее) почти дословно: 
В эфире вечерний выпуск радиохроники текущих событий «Глядя из Сатина». У микрофона ваш музыкальный обозреватель Леонид Исьёмин. «Добрый вечер, дорогие любители поп-музыки! Сегодня в нашей программе три песни, занявшие призовые места на фестивале Евровидения и пластинка с записями ансамбля Битлз, выпущенная Московской фирмой «Мелодия». Ошарашенный Андрей Сванидзе сказал «Ну, просто Бибиси!».
 
А главной в подготовке и режиссуре праздника была Аня Рослякова.
 
Вот всё, что могу написать по своей памяти и по рассказу Лёни.
 
 
ЕВГЕНИЙ ЯКУШЕВ, выпускник 1979 года кафедры океанологии, Норвежский институт водных исследований (NIVA), г. Осло:
 
... До нас ГЕЯ была, но не знаю в каком виде. Когда мы организовывали, я предложил выбирать мисс практики (как на ББС, где я был студентом). В итоге решили выбирать президента, кто был кандидатами не помню. 
 
Из предвыборных лозунгов: лозунг «Пятиразовое питание в день!» был перебит лозунгом «Одноразовое питание в день с утра до вечера без перерыва!»
Из конкурсов стреляли из рогатки по воздушным шарам. Было весело.
 
Вот все, что сразу вспомнилось. У меня есть фотографии (мы организовывли музыкальный бэкграунд с Гошей Васильевым, Женей Багрянцевым, Стэфом...), но это у меня в Москве, а я в Осло....
 
 
ОЛЬГА АПОНОВИЧ (ОСТАПЕНКО), выпускница 1979 года кафедры метеорологии и климатологии:
 
О празднике ГЕИ помню немного. Главной интригой было имя той, которая должна была предстать пред нами в роли богини ГЕИ - покровительницы земли и географов, ее исследующих.  
 
Подготовка к празднику была политически активной, с образованием всяческих партий, которые выдвигали своих кандидатов на роль Зевса - главного бога Олимпа.
Запомнились 2 партии: 1. Партия  рабфаковцев, двигавших Мишку Бурыгина и 2. партия под названием  "Клика Ми-Хина" - небольшая кучка остроумненьких вчерашних школьников-интеллигентов, во главе которой стоял Вовка Михин. Третьим претендентом на роль громовержца был   самовыдвиженец Сергей Богушев, не нашедший поддержки среди приятелей-однокурсников, но зато обладавший феноменальной памятью, шикарным чувством юмора и непосредственностью, граничащей с наглостью.
 
Большая часть праздника была посвящена выбору вседержителя Зевса, и тут проявилась сплоченность, фантазия и напористость дружных рабфаковцев. Их Зевс - Бурыгин был облачен в белую, ниспадающую простыню, в сандалии, а чело венчал лавровый венец. Зевс-Бурыгин восседал на царском ложе, как и положено главному богу Олимпа, а слева и справа мавры (Коля Шашков и кто-то еще) махали опахалами, чтобы бог чувствовал себя комфортно. Картина была впечатляющей, от нее невозможно было оторвать глаз. 
Дружные рабфаковцы перешли к действиям: они энергично хватали нас и тащили в сектор Бурыгина, где  строили ровными колоннами. Михин и Богушев не смогли противостоять жизнелюбивым рабфаковцам, и таким образом Миша Бурыгин победил своих слабых конкурентов и стал Зевсом. 
 
Мы громко кричали, радовались этому счастью и ждали появления ГЕИ. Ее появлению предшествовала инсценировка на каких-то ступенях,изображающих Олимп с его богами и прекрасными богинями. И здесь правил бал совсем другой Зевс - Боря Соколов. А про Зевса-Бурыгина к этому времени мы уже и забыли. Единственное, что мне помнится, спустя 46 лет, в инсценировке на Олимпе - это необыкновенная, очень красивая, лучистая Афродита - Любочка Сидорова, с венком из лютиков на голове  и в классных американских джинсах. 
 
Потом мы стали кликать ГЕЮ, и она явилась! Каково же было наше изумление, когда мы увидели Эллочку Цветковскую - умницу, красавицу, комсомолку и отличницу. Радости нашей не было предела! 
 
 
ГЕЯ-1976 (выпуск-1980)
 
АННА ИВАЩЕНКО (ДЁМИНА), кафедра экономической географии СССР:
 
Празднику предшествовала долгая и веселая избирательная кампания — выбирали ГЕЮ. Претендентов было много, но в финале остались двое: ИРА МАСЛЕННИКОВА (АНДРЕЕВА) и СЕРГЕЙ КОНОПЛЁВ («ПТИЦ»).
 
Голоса покупались баранками и сухариками. Помню, что среди предвыборных лозунгов было много про бром в компоте и чае, типа: «Даёшь жизнь без брома!» и «За чай без брома!» 
 
Победителем честного голосования стал СЕРГЕЙ КОНОПЛЁВ («ПТИЦ») — на фото его несут на кровати по лагерю, осыпают цветами. Член предвыборного штаба — Володя Каменцев. Именно на нашем курсе случился впервые выбор мальчика на роль ГЕИ!
 
Театральная часть праздника игралась на площадке у душа, где был сооружен Олимпъ, на котором собрались все Боги, чтобы приветствовать вновь избранную ГЕЮ. Текст постановки был написан в стихах, шестистопным ямбом, Алексеем Иващенко.
 
ИРИНА МАСЛЕННИКОВА (АНДРЕЕВА), кафедра физической географии зарубежных стран, работет в двух международных charities - координатором волонтеров в Global Map Aid, и директором Leaders Assessment Center в Международной Юношеской Федерации (IYF), до 2018 была Генеральным Директором по Латинской Америке в Xerox Corporation:
 
Не все помню. Я была кандидатом от 6-й группы, себя не выдвигала, но у меня была группа поддержки, в основном противоположного пола. Они и делали фотки для избирательной кампании, где я, как Ильич, несу сама бревно (с боков фотки помощники были вырезаны). 
 
Помню, как меня взгромоздили на раскладушку и несли. Было приятно потом приехать в Сатино 5 лет спустя и увидеть на корпусе «Голосуйте за Андрееву!». 
 
В разгар компании Птиц вдруг исчез. Оказалось, что третья сила - почвоведы, у которых не было своей кандидатуры, взяли его в заложники. Но он, будучи Птицом, сидел в их палатке, выпивал, и прекрасно себя чувствовал. Это было в последнюю ночь, а на следующее утро все голосовали, и народные симпатии были на его стороне! И потом он возник, как птица Феникс!
Вот какие были уже тогда политтехнологии на факультете!
 
Победил по праву СЕРГЕЙ КОНОПЛЁВ («ПТИЦ»). Он был прикольной кандидатурой, и у него был мощный женский электорат. Про него пели: «У Пегги был прекрасный Птиц, он рвал кувшинки для девиц», дальше по тексту.
 
АНДРЕЙ ПЕТРОВ, кафедра экономической географии зарубежных социалистических стран, Руководитель программы «Всемирное наследие» Гринпис России:
 
Насколько мне известно, именно на нашем курсе была впервые нарушена традиция выбора ГЕЕЙ во время традиционного праздника не прекрасной девушки, а вполне себе брутального юноши. В нашем случае богом ГЕЕМ (безо всяких намёков на ориентацию) стал Серёга Коноплёв по прозвищу "ПТИЦ".
 
Продолжение следует...
 


* Текст восстановлен по памяти Евгением Быховцем.
 
ВОСХОЖДЕНИЕ НА ОЛИМП
(«театральный пролог» к Празднику ГЕИ 1975 года)
 
Авторы: Георгий Васильев, Анна Рослякова
 
Действующие лица и исполнители:
Зевс, верховный олимпийский бог, повелитель неба, мечущий громы и молнии в непокорных - В. Громов
Гера, жена его, покровительница домашнего очага - И. Чубукова
Афина, дочь Зевса, богиня мудрости (в т.ч. и военной) - А. Рослякова
Гермес, бог торговли, покровитель воров, мошенников и путешественников, посыльный Зевса - Н. Стефов
Аполлон, бог-покровитель науки и искусства - Е. Якушев
Дионис, бог-покровитель виноделия - Л. Исьёмин
Деметра, богиня плодородия и сельского хозяйства - Д. Павлова-Сильванская
Арес, бог войны - Е. Багрянцев
Афродита, богиня красоты - Л. Сидорова
Гефест, бог-кузнец, покровитель горнодобывающей и металлургической промышленности - А. Литвак
Посейдон, бог морей, покровитель моряков и океанологов - А. Островский
Аид, повелитель подземного царства - Г. Васильев
 
ГЕЯ, богиня Земли (непосредственно в представлении не участвует, появляется позже по ходу праздника) - Дэлия Цветковская.
 
Действующие лица организованно восходят на Олимп, напевая: «Восхождение на Олимп (3 раза), лимб, лимб, лимб, алидада, лимб…», надевают таблички с именами, берут атрибуты власти.
 
Зевс (восседая на троне):       
Ты что-то нам хотел поведать, Аполлоша,
Так что же ты прервал повествование свое?
Промолвил ты: «Древнейшей из наук…» 
и замолчал.
Нам интересно будет знать:
Какой ты предпочтенье отдаешь?
 
Аполлон:        
Не гневайся на дерзость слов моих, Владыка,
Древнейшей из наук считаю я науку о Земле,
Что Географией зовется,
и экстремально сердцу моему близка.
 
Дионис: 
О География, да, ты великолепна!
Какое множество твоих названий 
Так нежно мне ласкает слух:
Шампань, Токай, Массандра, Жигули…
 
Деметра:        
Все ты опошлишь!
Смотри, какой кругом порядок на Земле!
Пшеница, ананас и огурец
Не где- и как-нибудь,
а строго на своих местах произрастают,
И плодородье почв…
 
Дионис: 
А все же, кабы мне укромный погребок, 
Да друга, да свечу – не двинулся б я с места
Пусть даже ради всех красот Земли!
 
Арес (бряцая оружием):
О, что я слышу, какой маразм!
Мужчине созидать не подобает!
В кровавом зареве войны 
Сгорят все ваши ананасы
И огурцы! Из всех географических наук
Я признаю стратегию и тактику лишь только.
К чему какие-то границы изучать,
Коль для меня они не существуют!
 
Аполлон:        
Ты, братец, нигилист!
 
Арес:   
Прошу без оскорблений!
 
Афина (пытаясь остановить ссору):       
Не пылите!
Не варварство, наука побеждает!
Познание прекрасно!
 
Афродита:                                       
Я прекрасна тоже!
Кто может быть прекраснее меня?
 
Гефест: 
Ваш спор подобен извержению вулкана!
Клянусь расплавленными недрами Земли, 
Что Геология всего важнее! 
За Геологию свой голос отдаю!
 
Гермес: 
Постой, о Географии ведь речь!
А что касается до сей науки древней,
То в ней я больше всех вас компетентен!
(уловив грозный взгляд Зевса, испуганно прячется за спины коллег, и как бы извиняясь, добавляет):
Я Землю всю обшарил по должности своей…
 
Посейдон (ударяя о землю трезубцем):    
Всю Землю, но не Море,
А Море осквернять – не потерплю!
 
Гера:   
За жизнь земную я здесь отвечаю,
И помолчите, черт меня возьми!
 
Аид (державшийся до этого «в тени» выходит на авансцену):
Что про чертей сказали вы небрежно?
Какой-то спор, и география к чему-то…
Всю жизнь провел я под землею, и не умер,
А географии – не знал!
 
(Боги, вначале испуганные его появлением, затем выражают крайнее возмущение, поднимается шум).
 
Зевс:   
Молчать! Я Зевс или не Зевс?!
Что позволяете себе в присутствии моем – 
Всепобеждающего громовержца!
Давайте спросим ГЕЮ, по имени которой
Наука эта Географией зовется.
Эй, Гея, где же ты???
 
(Все безуспешно ищут Гею)
 
Зевс:   
Как! Нет? Посмела не явиться на собранье!
Кто знает, где она?
 
Гермес: 
Я понимаю, о Олимпа повелитель,
Твой справедливый гнев!
Но уважительная есть у ней причина…
 
Зевс:   
Какая может быть причина для неявки?!
 
Гермес: 
А оскорбление достоинства богини
Не служит уважительной причиной? 
Ты суров, о Зевс!
(боги возмущены и испуганы).
 
Зевс:   
Так как это случилось?
 
Гермес: 
Вы слышали название такое: Сатино?
 
Дионис: 
Где магазин есть под горой?
 
Гермес (не обращая внимания): 
... Так в этом самом месте
Творятся преужасные злодейства, 
И ГЕЕ там была нанесена обида.
Смотрите!
(потрясает пачкой бумаг)
Простые смертные вступаются за ГЕЮ!
Это страшно!
Орда студентов, вырвавшись в поля,
Посевы топчет грязными ногами!
Они идут толпами, в одиночку,
С лопатами, кирками, топорами.
А по ночам поют и пляшут у костра, 
Тем самым население пугая,
И нанося ему разнообразные ущербы:
Один в лесу свалился в свежевырытую яму,
Что «закопушкою» зовется,
а по-научному «шурфом»,
И ногу повредил себе 
вблизи голеностопного сустава;
В другом дворе корова Машка убежала,
Гонимая толпой изголодавшихся студентов
И жаждущих парного молока!
Да что там говорить? Пусть скажут за меня
Замученный ручей в Егоровом овраге,
Сожженный лес, истоптанная пойма,
И съетый необузданной толпой 
Крыжовник и горох садов и огородов местных!
 
Зевс:   
...  Здесь, должна быть реплика (или даже монолог) Зевса, но вспомнить не удалось, как, по-видимому, и существенную часть последующего монолога Афины (да и в той его части, что вспомнил – местами уверен не вполне).
 
Афина:  
Все вы наслышаны о мудрости моей,
А посему авторитетно заявляю:
Мы все должны на Землю снизойти
Чтоб из толпы студентов недостойных
Избрать достойного, для примиренья с ГЕЕЙ,
Чтоб он за всех вину смог искупить
(Возможный вариант: «Чтобы у ГЕИ смог он испросить прощенья», но, скорее всего, тоже не то).
 
Зевс:   
На том и порешим. Гермеса,
Как лучше всех нас знающего все
Повадки и обычаи людские,
Мы снизошлем на Землю (но не дальше),
Для проведенья изыскательских работ 
среди студентов,
А сами вслед за ним мы также снизойдем,
И пред лицом студентов недостойных 
Предстанем строгим и карающим судом, 
А по-земному – добродетельным жюри.
 
(Возмущенные боги выражают недовольство)
 
Зевс (решительно):
Сойдем организованно с Олимпа,
Чтоб примиренье с ГЕЕЙ превратить 
В её же праздник!
 
P.S. Премьера состоялась на Празднике ГЕИ 12 июля 1975 г. Повторное представление – на факультете 4(?) декабря, в качестве посвящения первокурсников в географы (состав исполнителей тогда несколько изменился, всех участников второго представления точно вспомнить не могу).
 
 
                                                      ГЕЯ-1975 (выпуск-1979)
 
                                                  ГЕЯ-1975 (выпуск-1979)
 
ГЕЯ-1975 (выпуск-1979). Выступает группа поддержки Бори Соколова.
БОРИС ВАДИМОВИЧ СОКОЛОВ, выпускник 1979 г. каф. ЭГ зарубежных социалистических
стран, российский публицист, литературовед, литературный критик и историк. Доктор
филологических наук, кандидат исторических наук, булгаковед, член Русского
ПЕН-центра, Ассоциации исследователей российского общества (АИРО-XXI).
 
                                                       ГЕЯ-1975 (выпуск-1979)
 
                                                 ГЕЯ-1975 (выпуск-1979)
 
                                                      ГЕЯ-1975 (выпуск-1979)
 
                                                    ГЕЯ-1976 (выпуск-1980)
 
                                               ГЕЯ-1976 (выпуск-1980)
 
             Победитель в ГЕЕ-1976 Сергей Коноплёв ("Птиц")
 
 
 
ЧАСТЬ 2.  Праздники ГЕИ в 1975 и 1976 гг.
 
Продолжаем рассказ о самой яркой и уникальной (существует только на геофаке МГУ) летней традиции. 
 
ГЕЯ-1975 (выпуск-1979)
 
Не у всех свидетелей показания совпадают...
 
ЕВГЕНИЙ БАГРЯНЦЕВ, выпускник 1979 года кафедры океанологии, руководитель компьютерной службы журнала "Наше наследие":
 
Праздник ГЕИ придумали до нас. Кажется, Жениамин Якушев об этом 
упомянает в своих воспоминаниях. А у нас эта идея родилась как-то в Пресс-центре
Что такое Пресс-центр? К концу первого месяца сатинской жизни (практики, полевые дневники, дожди, безразмерные брезентовые плащи) радисты стали в "колокольчик", висевший над штабной палаткой в центре территории (а тогда в Сатино стояли армейские палатки на 12 человек с раскладушками, дощатым полом - и ни одного забора), включать записи Сергея Никитина, и не только Никитина. Очарование этих песен заставляло застыть столбом и слушать, слушать... потом и самим брать гитару и пробовать петь.
 
А в нашей...
свернуть
02:09:2021
 
От ЕЛЕНЫ ЧЕКМАРЁВОЙ, выпускницы 1988 года кафедры экономической географии зарубежных социалистических стран (ныне ГМХ), учредителя, издателя и директора журнала "РЫБАЧЬТЕ С НАМИ", генерального директора «ООО «Фиш-Информ»:
 
Дорогие друзья!
Очень радостное для меня событие - мы все-таки это сделали! 
Сегодня вышли из печати очередные номера журналов "Рыбачьте с нами", «Wood-мастер»! Да, с большой задержкой, да, с большими трудностями, но, мы живы пока еще! Мне кажется, как всегда все материалы по своему интересны и уникальны. Приобретайте и поддержите нас этим!
 
Содержание номера:
 
Забытая классика
 
С. Кокодий
Поплавочная ловля
 
Река реке рознь
 
В. Баловнев
Найди рыбца в горной реке
Действия, необходимые для поимки одной и той же рыбы, на разных водоемах могут не только сильно различаться, но и быть прямо противоположными.
Ловля рыбца в горных реках Кавказа  – это и  увлекательное занятие, и повод полюбоваться красивейшей природой этих мест.
 
Г. Шеляг
Донная ловля
 
Лещ в начале лета
 
А. Мурашко
Лучший монтаж для линя
 
Д. Чарман
«Кебаб» – это самый популярный монтаж для линя! Дункан Чарман раскроет все секреты и расскажет, как правильно смонтировать оснастку 
и сделать шашлык из червей.
 
Весенние карпы
 
Ф. Пиппапрдт, Й. Радтке
 
пиннинг
Местность, условия, приманка 
А. Павлитцки, Ф. Пиппардт
Самая маленькая приманка 
 
М. Браух
"Ванька" для карася 
 
В. Ковалев
Фарерские острова
Рыбалка нахлыстом на Фарерских островах. Часть I. Ловля лосося.
 
М. Киршнер
Оладушки из судака с соусом
 
О ЕЛЕНЕ ЧЕКМАРЁВОЙ и её журнале - https://www.facebook.com/Geograd/posts/3858546630849676 
 
ЕЛЕНА ЧЕКМАРЁВА, выпускница 1988 года кафедры экономической географии
зарубежных социалистических стран (ныне ГМХ), учредитель, издатель и директор
журнала "РЫБАЧЬТЕ С НАМИ", генеральный директор «ООО «Фиш-Информ»
 
 
 
 
 
 
От ЕЛЕНЫ ЧЕКМАРЁВОЙ, выпускницы 1988 года кафедры экономической географии зарубежных социалистических стран (ныне ГМХ), учредителя, издателя и директора журнала "РЫБАЧЬТЕ С НАМИ", генерального директора «ООО «Фиш-Информ»:
 
Дорогие друзья!
Очень радостное для меня событие - мы все-таки это сделали! 
Сегодня вышли из печати очередные номера журналов "Рыбачьте с нами", «Wood-мастер»! Да, с большой задержкой, да, с большими трудностями, но, мы живы пока еще! Мне кажется, как всегда все материалы по своему интересны и уникальны. Приобретайте и поддержите нас этим!
 
Содержание номера:
 
Забытая классика
 
С. Кокодий
Поплавочная ловля
 
Река реке рознь
 
В. Баловнев
Найди рыбца в горной реке
Действия, необходимые для поимки одной и той же рыбы, на разных водоемах могут не только сильно различаться, но и быть прямо противоположными.
Ловля рыбца в горных реках Кавказа  – это и  увлекательное занятие, и повод полюбоваться красивейшей природой этих мест...
свернуть