27:03:2020

Дорогие друзья! В воскресенье 29 марта 2020 года состоится Виртуальный день открытых дверей МГУ имени М.В. Ломоносова.

В 12:00 на платформе Openday.msu.ru начнется трансляция лекции ректора университета, академика В.А. САДОВНИЧЕГО.

На сайте ГФ МГУ размещена программа дня открытых дверей географического факультета.
С приветствием к абитуриентам обращаются декан, чл.-корр. РАН С.А. ДОБРОЛЮБОВ (https://www.youtube.com/watch?v=6vpjWakvtt4&feature=youtu.be), и
президент факультета, академик Н.С. КАСИМОВ (http://media.geogr.msu.ru/DO/Kasimov.mp4).

Обращение ответственного секретаря приемной комиссии географического факультета, ст. преподавателя Л.Б. ИСАЧЕНКОВОЙ.

В виртуальном формате нашлись и свои плюсы: например, вы сможете познакомиться с презентациями всех интересующих вас образовательных программ, что сложно было успеть в рамках традиционного Дня открытых дверей.

Подробно - http://www.geogr.msu.ru/abiturient/openday/index.php

Приглашаем на виртуальный день открытых дверей!

 
 
Об этом сайте
 
 

 

Дорогие друзья! В воскресенье 29 марта 2020 года состоится Виртуальный день открытых дверей МГУ имени М.В. Ломоносова.

В 12:00 на платформе Openday.msu.ru начнется трансляция лекции ректора университета, академика В.А. САДОВНИЧЕГО.

На сайте ГФ МГУ размещена программа дня открытых дверей географического факультета.
С приветствием к абитуриентам обращаются декан, чл.-корр. РАН С.А. ДОБРОЛЮБОВ (...

свернуть
13:03:2020

10 марта 2020 года ушла из жизни после тяжелой болезни доцент кафедры картографии и геоинформатики, заслуженный доцент Московского университета БОЖИЛИНА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА.

Поступив в 1970 году на первый курс географического факультета, Елена Алексеевна всю свою жизнь связала с Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова. С 1977 года она работала в должности ассистента кафедры картографии и геоинформатики, в 1985 году защитила кандидатскую диссертацию, с 1991 – занимала должность доцента, в 1993 г. ей было присвоено звание доцента по кафедре картографии и геоинформатики.

Елена Алексеевна занималась системным климатическим, эколого-климатическим картографированием, проектированием новых видов карт и атласов, участвовала в создании картографических произведений: Климатического атласа, Экологического атласа России и многих других; она является автором более 100 научных трудов.
За успехи в работе награждена почетным знаком «Отличник геодезии и картографии», юбилейным знаком «250 лет МГУ имени М.В. Ломоносова, грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Елена Алексеевна была профессионалом в области проектирования и составления карт, охотно передавала накопленный опыт работы молодым преподавателям кафедры. Отличалась доброжелательным индивидуальным подходом к каждому студенту, была организатором и куратором курсов на картографическом производстве в ПКО «Картография», членом Государственной аттестационной комиссии, Методической комиссии географического факультета МГУ.

Такие ее качества, как добросовестность, обязательность, порядочность, честность, доброта и готовность прийти на помощь в любой ситуации, всегда были для нас примером. Память о ней навсегда останется в сердцах ее коллег на географическом факультете.

Выражаем соболезнование семье и родственникам в связи с тяжелой утратой.

Коллектив кафедры картографии и геоинформатики

 

ПРОЩАНИЕ с Божилиной Еленой Алексеевной состоится в субботу 14 марта в 11 часов в Храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево по адресу: ул. Айвазовского, строение 7/8.

Если вы хотели бы помочь семье, деньги можно перечислить на карту сотрудника кафедры Валерия Владимировича А.: номер карты – 676280389692159382
Укажите, пожалуйста, в сообщении «Екатерине Божилиной».

На изображении может находиться: 1 человек

                                Божилина Елена Алексеевна

10 марта 2020 года ушла из жизни после тяжелой болезни доцент кафедры картографии и геоинформатики, заслуженный доцент Московского университета БОЖИЛИНА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА.

Поступив в 1970 году на первый курс географического факультета, Елена Алексеевна всю свою жизнь связала с Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова. С 1977 года она работала в должности ассистента кафедры картографии и геоинформатики, в 1985 году защитила кандидатскую диссертацию, с 1991 – занимала должность доцента, в 1993 г. ей было присвоено звание доцента по кафедре картографии и геоинформатики.

...
свернуть
13:03:2020

Отличное короткое видео встречи Михаила Арамаисовича Петросянца с выпускниками весной 2002 года!

YOUTUBE.COM
 
Петросянц Михаил Арамаисович - заслуженный профессор МГУ, зав.каф. метеорологии и климатологии геофака МГУ. Фрагмент из фильма, посвящённого 10-летию выпуска...

 

Отличное короткое видео встречи Михаила Арамаисовича Петросянца с выпускниками весной 2002 года!

...
свернуть
12:03:2020

Статья из газеты «GEOGRAPH» № 1 (48) 2020

Владимир ПЛАТОНОВ, к.г.н., ст.н.с. кафедры метеорологии и климатологии
Дарья ГУЩИНА, д.г.н., профессор кафедры метеорологии и климатологии

 

М.А. ПЕТРОСЯНЦ — К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Современные студенты и молодые сотрудники факультета знакомы с Михаилом Арамаисовичем Петросянцем в основном как с соавтором классического университетского учебника «Метеорология с основами климатологии» по дисциплине, преподаваемой на 1 курсе. Студентам кафедры метеорологии и климатологии известно о нем больше — как о заведующем кафедрой в течение почти 25 лет (1981–2005 гг.), а также как об основателе российской школы тропической метеорологии.

В 2019 г. мы отмечали 100-летие со дня рождения этого крупнейшего отечественного метеоролога, организатора метеорологической науки и педагога, заслуженного профессора Московского университета Михаила Арамаисовича Петросянца. В связи с этим, мы решили подробнее познакомить нынешние поколения студентов с яркой личностью Михаила Арамаисовича, чтобы, читая учебник и знакомясь с его научными трудами, они шире и глубже могли узнать их автора.

М.А. Петросянц родился 4 декабря 1919 г. в г. Андижане (Узбекистан). Его научные интересы с молодости были связаны с геофизикой. В 1941 г. он с отличием окончил физико-математический факультет Среднеазиатского университета по специальности геофизика.

Важнейшей страницей жизни Михаила Арамаисовича стала Великая Отечественная война. Он попал на фронт в 1943 г. — и сразу в штрафбат как «сын врага народа».
В одном из сражений был контужен, но, к счастью, серьезных ранений избежал. Михаил Арамаисович участвовал в боях при форсировании Днепра, Дуная, сражался за Дьер, Будапешт, Вену, прошел весь путь Великой Отечественной, начав его простым солдатом и закончив гвардии старшим сержантом. За проявленное в боях личное мужество был награжден множеством боевых орденов и медалей, в том числе медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды.

Сотрудники кафедры, бывая на ежегодной Ассамблее Европейского союза наук о Земле (EGU), проходящей в Вене, часто возлагают цветы к памятнику советским воинам-освободителям, вспоминая и Михаила Арамаисовича.

После окончания войны Михаил Арамаисович поступил в аспирантуру Ташкентского университета, блестяще окончил ее со степенью кандидата физико-математических наук, защитив диссертацию на тему «Циклоническая деятельность над Средней Азией». Затем он работал в Институте математики и механики АН Узбекской ССР, пройдя путь от младшего научного сотрудника до заведующего отделом. Здесь он увлеченно изучал синоптические процессы над Средней Азией и влияние на них орографии, исследованию которых была посвящена его докторская диссертация, защищенная в 1965 г.

В 1957 г. он был назначен начальником экспедиции на Ледник Федченко, проводившейся по программе Международного геофизического года 1957–1958 гг.

В конце 1958 г. Михаил Арамаисович перешел в систему Гидрометслужбы и был назначен директором Среднеазиатского научно-исследовательского гидрометеорологического института. Михаил Арамаисович проявил себя как яркий, талантливый руководитель и организатор науки, что отразилось в его дальнейшей блестящей карьере.
В 1967 г. он был назначен директором Обнинского филиала Института прикладной геофизики.
Координировал работы по тропической метеорологии в нашей стране, руководил крупнейшими национальными морскими экспедициями «Тропэкс–72» и «Тропэкс–74»,
последняя из которых была весомым вкладом СССР в Международный Атлантический тропический эксперимент (АТЭП). Уникальный по широте и охвату массив данных
и результаты этих экспериментов стали основой развития тропической метеорологии в СССР, а также базой для создания школы тропической метеорологии в МГУ, которая успешно развивается на мировом уровне учениками Михаила Арамаисовича до сих пор. В рамках этой школы им был разработан новый курс «Тропическая метеорология», который с успехом читался более 20 лет.

В 1973–1981 гг. Михаил Арамаисович был директором Гидрометцентра СССР, в этот период под его руководством происходили переоснащение Гидрометцентра вычислительной техникой, совершенствование системы обработки метеорологической информации, разработка технологии прогнозирования погоды и ее контроля, метеорологическое обеспечение и обслуживание Игр XXII Олимпиады 1980 г. в Москве.

С 1981 по 2005 гг. М.А. Петросянц возглавлял кафедру метеорологии и климатологии географического факультета МГУ. Здесь он развернул большую научную, педагогическую и организаторскую работу, провел ряд важных исследований, отличающихся оригинальностью и новизной. Область научных интересов М.А. Петросянца находилась главным образом в сфере прогнозирования погоды синоптическими и гидродинамическими методами, тропической метеорологии и исследований муссонов.

Самым главным делом своей педагогической работы в МГУ М.А. Петросянц считал чтение лекций по основам метеорологии и климатологии на первом курсе.
За последнюю четверть века на его лекциях постигали азы науки более пяти тысяч студентов факультета.

Михаил Арамаисович творчески переработал базовый учебник С.П. Хромова, значительно переписав многие разделы и введя в него современные представления и знания, в том числе об изменениях климата. За этот учебник Михаилу Арамаисовичу была присуждена премия им. Д.А. Анучина.

Пожалуй, первые ассоциации, возникающие у сотрудников и выпускников факультета при упоминании Михаила Арамаисовича как лектора на 1 курсе — это его знаменитое «А НУ-КА НАЗАД!». Этой фразой он окликал опоздавших на лекцию студентов, пытавшихся проникнуть в аудиторию 2109 после звонка. Выражение настолько «ушло в народ», что некоторое время на географическом факультете даже проводился забег по лестнице с 1 на 21 этаж под названием «А ну-ка назад! имени профессора М.А. Петросянца». Возможно, поэтому Михаил Арамаисович в памяти большинства студентов остался суровым и строгим преподавателем.

Будучи, безусловно, справедливым и принципиальным, совсем с другой стороны он раскрывался для студентов своей кафедры. Михаил Арамаисович всегда стоял за них
горой, добивался справедливого решения проблем, поддерживал их в начинаниях и стремлении к развитию, но, конечно же, не любил лентяев и студентов, относившихся к учебе спустя рукава.

Сотрудники кафедры всегда с огромной теплотой вспоминают о внимательном отношении к себе, своим заботам и проблемам со стороны заведующего; у него они всегда могли получить поддержку.Михаил Арамаисович всегда был джентльменом и интеллигентом в высшем смысле этого слова. Например, входя в аудиторию, он считал своим долгом пропустить впереди себя опаздывавших девушек, однако молодых людей вслед за собой не пропускал.

Михаил Арамаисович Петросянц пользовался всеобщим уважением и любовью как человек высоких моральных качеств, талантливый педагог, видный ученый, добрый, внимательный и отзывчивый человек.

Михаил Арамаисович был от природы очень одаренной и эрудированной личностью, его интересы не ограничивались метеорологией. Например, его интересовала философская сторона творчества персидского поэта и математика Омара Хайяма — он исследовал его знаменитые четверостишия, многие из которых знал наизусть.
М.А. Петросянц любил и знал музыку, прекрасно играл на фортепьяно.

Больше информации о Михаиле Арамаисовиче Петросянце можно найти здесьhttps://www.gismeteo.ru/…/so…/prostoy-soldat-velikoy-pobedy/, а также в журнале «Вестник Московского университета. Серия 5. География», № 6 за 2019 г.

Отличное короткое видео встречи Михаила Арамаисовича с выпускниками весной 2002 года - https://www.youtube.com/watch…

 

 

 

 

М. А. Петросянц — заведующий кафедрой метеорологии и климатологии Московского университета (1981–2005).

 

 

 

 

 

М. А. Петросянц — ветеран Великой Отечественной войны.

 

 

 

 

 

М. А. Петросянц — директор Среднеазиатского гидрометинститута (1958–1967). Фотография из семейного архива.

 

 

 

 

 

М. А. Петросянц — директор Института экспериментальной метеорологии (1968–1973). Фотография из семейного архива.

 

 

 

 

 

М. А. Петросянц — директор Гидрометцентра СССР (1973–1981). Фотография из семейного архива.

 

 

 

 

 

М. А. Петросянц — руководитель экспедиции по программе Атлантического тропического эксперимента (1974). Фотография из семейного архива.

 

 

 

 

 

 

М. А. Петросянц — организатор и участник Международных конференций (на переднем плане в центре). Фотография из семейного архива.

 

 

 

 

 

М. А. Петросянц — участник Международных проектов (на переднем плане слева). Фотография из семейного архива.

 

 

 

 

 

М. А. Петросянц с семьёй в День победы.Фотография из семейного архива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За этот учебник Михаилу Арамаисовичу была присуждена премия имени Д.А. Анучина.

 

Статья из газеты «GEOGRAPH» № 1 (48) 2020

Владимир ПЛАТОНОВ, к.г.н., ст.н.с. кафедры метеорологии и климатологии
Дарья ГУЩИНА, д.г.н., профессор кафедры метеорологии и климатологии

 

М.А. ПЕТРОСЯНЦ — К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Современные студенты и молодые сотрудники факультета знакомы с Михаилом Арамаисовичем Петросянцем в основном как с соавтором классического университетского учебника «Метеорология с основами климатологии» по дисциплине, преподаваемой на 1 курсе. Студентам кафедры метеорологии и климатологии известно о нем больше — как о заведующем кафедрой в течение почти 25 лет (1981–2005 гг.), а также как об основателе российской школы тропической...

свернуть
10:03:2020
Русское географическое общество предлагает ввести четыре новых профессии, связанных с географией: "инженер-географ"/"специалист-географ"/"географ-изыскатель", "аналитик-географ"/"географ-специалист в области пространственных данных", "проектный специалист-географ" и "эксперт-географ"/"географ-координатор проектов"/"менеджер-географ".
Эта инициатива связана с тем, что наука "география" есть, из вузов выпускают "географов", а профессии "географ" – нет, при этом специалисты с этими навыками требуются повсеместно.
Кто такой географ? Чем он занимается? Область компетенции географа шире или у́же, чем у гидрографов, геологов и метеорологов? Какие навыки и знания для этих специалистов обязательны? На данный момент описан трудовой функционал этих сотрудников, входящих в профессиональный стандарт.
Краткое описание функционала
1. Инженер-географ/специалист-географ / географ-изыскатель. Функции – выполнение изыскательских работ по получению информации физико-, экономико- и эколого-географической направленности. Люди этой специальности должны уметь работать в полевых условиях.
2. Аналитик-географ / географ-специалист в области пространственных данных/проектный специалист-географ. Функции – подготовка аналитических материалов географической направленности в целях прогнозирования, планирования и управления природными и социально-экономическими территориальными системами. Такой специалист может работать в любой структуре, проверять документы на соответствие законодательству, нормативам, географическим и другим данным. По сути, это человек-суперкомпьютер, в которого загружено огромное количество профильной информации.
3. Проектный специалист-географ. Функции – организация выполнения работ и оказания услуг географической направленности, организация географических проектов. Такой специалист может работать, например, в заповедниках, вести крупные просветительские проекты.
4. Эксперт-географ / географ-координатор проектов/менеджер-географ. Функции – проведение комплексной географической экспертизы проектов и работ. Эти люди могут работать в исполнительных органах власти для планирования крупных проектов, в строительной сфере, в крупных корпорациях, связанных с организацией пространства (ОАО "РЖД", ПАО "РусГидро", различные НИИ), на руководящих должностях.
Напомним, 15 мая 2019 года Президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил перечень поручений по вопросам популяризации географии. В их числе – разработка профессионального стандарта "Географ".
В настоящий момент в России официально не существует профессии "географ". Разработка профессионального стандарта решит эту проблему.
В сентябре – ноябре 2019 года РГО проводило анкетирование специалистов для разработки трудового функционала специалистов в области географии. В нём приняли участие и юридические (представители 413 компаний), и физические лица (1021 человек). Своё мнение высказали крупные работодатели, такие как ПАО "Газпром нефть", ПАО "РусГидро", ПАО "Лукойл", ОАО "РЖД", ПАО "ГМК "Норильский Никель", научно-исследовательские институты РАН и т. п. Большинство компаний-работодателей поддержали необходимость разработки и внедрения профстандарта "Географ". На основе полученных анкет эксперты РГО разработали описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт, и возможные наименования профессий.
"Мы не пытаемся подменить новыми профессиями уже существующие: и геодезисты, и картографы, и топографы остаются, – говорит первый заместитель исполнительного директора РГО Илья Гуров. – Но многие работодатели ищут специалистов с прокаченными именно географическими навыками. Такую специфику мы и постарались отразить. Ещё хочу сказать, что документ живой, обсуждаемый, и мы будем рады, если будущие работодатели помогут довести его до логического завершения. Хотя в рамках профессионального стандарта нет возможности отразить все особенности географической деятельности".
Данный проект представляет собой совокупность актуальных и обобщённых трудовых функций, необходимых для профессии "Географ". Русское географическое общество приглашает работодателей и экспертное сообщество ознакомиться с документами. Все замечания и предложения можно присылать на эту почту: ps_geograf@mail.ru
Осенью 2020 года уже доработанный документ будет выложен для обсуждения общественности. Согласно поручениям Президента профстандарт должен быть утверждён Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации до 1 декабря 2020 года.
 

 

Русское географическое общество предлагает ввести четыре новых профессии, связанных с географией: "инженер-географ"/"специалист-географ"/"географ-изыскатель", "аналитик-географ"/"географ-специалист в области пространственных данных", "проектный специалист-географ" и "эксперт-географ"/"географ-координатор проектов"/"менеджер-географ".
Эта инициатива связана с тем, что наука "география" есть, из вузов выпускают "географов", а профессии "географ" – нет, при этом специалисты с этими навыками требуются повсеместно.
Кто такой географ? Чем...
свернуть
10:03:2020
О том, почему в России много климатических скептиков, о современной научной точке зрения на причины изменения климата, о том, какие напасти угрожают российским городам, и вынужденном бездействии ученых. 
 
АЛЕКСАНДР КИСЛОВ: КАЖДОЕ ЛЕТО Я БОЮСЬ ПОВТОРЕНИЯ ЖАРЫ 2010 ГОДА
 
Девушка на Красной площади летом 2010 года
 
В конце прошлого года Россия ратифицировала Парижское соглашение по климату. В начале 2020 года правительство утвердило план адаптации страны к изменению климата. Однако в России до сих пор многие не верят в происходящие изменения природы. О том, почему в России много климатических скептиков, о современной научной точке зрения на причины изменения климата, о том, какие напасти угрожают российским городам, и вынужденном бездействии ученых в интервью корреспонденту РИА Новости Наталье Парамоновой рассказал заведующий кафедрой метеорологии и климатологии МГУ Александр Кислов.
— В последнее время прокатилась волна публикаций, в которых ученые выражают климатический скептицизм. С чем это связано? Какие есть точки зрения на причины такого быстрого изменения климата?
— Если говорить о потеплении, его никто не отрицает, потому что это факт наблюдаемый. Спорить с этим невозможно. Спор идет о причинах: кто ответственный за изменения.
— Только в России все еще спорят о причинах изменения климата или на Западе тоже?
— На Западе своя проблема. Там ученые, как солдаты. Если научный лидер сказал "А", то все говорят "А". У них сказано, что глобальное потепление имеет антропогенные причины, и сомнения в этом имеет право высказать только признанный лидер. Буквально человек пять могут это сделать. У нас другая крайность: у всех свой царь в голове, каждый сам себе лидер, каждый себя считает великим ученым. Есть специалисты типа меня, которые находятся в мировом сообществе, которые на сообщество ориентируются.
— То есть вы в тренде.
— Я не в тренде работаю. Я в свое время выбрал именно моделирование климата в прошлом, поскольку климатом в будущем уж занимались все подряд. Есть еще одна сторона климата в прошлом, которая интересна тем, что там наблюдались сильные сигналы. Современное изменение температуры за сто лет всего на один градус мы считаем глобальным изменением температуры. А во время ледниковых периодов температура падала на пять градусов и отклик остальной системы был в пять раз сильнее. Потом он еще усиливался. Такой сильный сигнал легче моделировать, понимать, видеть отклики на него в среде. Поэтому я в своей научной работе из тренда вышел.
Настоящий ренессанс подобных палеонаук произошел в конце 80-х, когда стало понятно, что на климатах прошлого можно оттачивать инструменты, с которыми мы работаем, прогнозируя климаты будущего.
Например, сейчас я работаю в проекте, в котором мы занимаемся изучением сверхбольших колебаний Каспийского моря. А Каспийское море на рубеже 14 000 лет назад, это сравнительно недавно, за 1000 лет примерно поднялось больше, чем на 100 метров. Это колоссально. Это не какой-нибудь бассейн, это огромное море. Чем были обусловлены такие колебания уровня? Понять этого мы не можем. Пока мы имеем только четко документированный факт: геологи, палеогеографы дают информацию об этом. Наша задача — понять гидрометеорологическую причину. Понять, откуда вода взялась. Та вода, которая наполнила это озеро. Если мы поймем это, мы будем очень хорошо понимать локальный климат этого района. И не только этого. Волга питает Каспийское море, то есть мы поймем весь климат Восточно-Европейской равнины. Вот это задача. Из прошлого нырнем в будущее.
— То есть ваше мнение, что причина изменения климата антропогенная?
— Это не мнение. Есть понятие "современная научная точка зрения". Она говорит, что на глобальном уровне в климате планеты заметно очень сильное влияние антропогенных факторов, сопоставимое сейчас и даже немножечко превосходящее естественный процесс изменений.
Уже в начале ХХ века антропогенное влияние было, но оно, условно говоря, тонуло в шуме. Сама климатическая система флуктуирует, шумит. Сигнал был слабовыраженным, поэтому естественные колебания климата, которые всегда происходили и происходят, его забивали. Сейчас сигналы сопоставимы, поэтому антропогенную компоненту мы ощущаем. То, что происходило в Москве, такая "гнилая" зима, это напрямую трудно связать с глобальным потеплением, но это одно из ее проявлений. В 2012 году фон температур был таким же высоким как сейчас, но в Москве была холодная зима. Фон температур — это значит, что глобальная температура в 2012 году была такая же, как в этом году, то есть высокая: с 2012 года по 2019 год она изменилась лишь на 0,2 градуса. Но зима и у нас, и в Западной Европе была холодной. А в этом году у нас зима теплая. Поэтому я еще раз повторяю, напрямую погода зимой не связана с климатическими изменениями. Это связано с циркуляцией атмосферы, а вот как на циркуляцию атмосферы влияет глобальное потепление, вот это загадка пока. Этого сказать мы не можем. Предсказать следующую лето или зиму невозможно.
— Когда речь заходит о климате, то институты и фонды обвиняют в том, что они тенденциозно дают деньги на исследования, которые подтверждают антропогенное изменение климата?
— Официально не запрещено заниматься чем угодно, но тренд есть. В тренде работать проще, это так. Концепция глобального потепления разработана, других не существует. То есть концепция, как стройное здание МГУ, и есть крик: давайте его сломаем. Никто не может дать другой, целостной, хоть немного скелетоподобной структуры, что происходит с климатом. Попытки усомниться в теории климата это наскоки на отдельные фрагменты здания.
Я нахожусь внутри концепции и не могу ее ни с чем сравнить. Но 20 лет назад, когда происходила смена столетий, в журнале Physics today группа американских нобелевских лауреатов (кажется, 6 человек) опубликовали статью, в которой подвели итог развития физики ХХ века. Они назвали семь проблем, которые были решены и которые по своему уровню были великими проблемами. Это были следующие проблемы: общая теория относительности, квантовая механика, почему-то сюда же отнесли и расшифровку генома, но среди этих великих вещей было и моделирование общей циркуляции атмосферы и климата. Возможно, они оценивали не только научную компоненту, но и влияние этой теории на все на свете. Дали оценку тем знаниям, которые нужно было сгенерировать, чтобы это сделать.
— Что говорит теория: сейчас потепление или похолодание?
— Здесь работает принцип наибольшего влияния. Если имеется два физических процесса, один толкает вправо, другой влево, то объект двинется в ту сторону, какой процесс быстрее происходит. Вот когда меня спрашивают, что сейчас происходит — потепление или похолодание, я отвечу, происходит и то и другое, но в масштабах разных. В масштабах тысяч лет и десятков миллионов лет происходит несомненное похолодание. В масштабах десятков лет происходит, конечно, потепление.
— Насколько вас пугают перспективы изменения окружающей среды, о которых предупреждают ученые?
— Я к этому отношусь более спокойно, чем многие. Сейчас разрушаются коралловые рифы. Утверждают, что если сейчас это не остановить, то все — конец света. Почему конец-то? 20 000 лет назад температура падала резко. Уровень Мирового океана опускался на 100 метров, и все кораллы, которые жили в верхнем слое океана, погибли. Потом море вернулось обратно. Коралловые рифы исчезли? Нет, они восстановились. Тогда они подверглись практически полному уничтожению, а потом они появились снова.
Гибель кораллов не вызывает у меня тревоги. Это не цунами, которое идет стеной. Вот такие природные явления меня беспокоят. У нас в России было только одно событие, которое можно отнести к пугающим и чрезвычайным — долгий период аномальной жары в 2010 году. При этом мы получили 11 тысяч дополнительных смертей. Для сравнения: первая волна жары в Чикаго унесла жизни 800 человек. А если мы говорим о Франции, то это 1,5 тысячи человек.
Я бы сказал, что волны жары сопоставимы с тропическим ураганом. Самое опасное гидрометеорологическое явление — это тропический ураган. Они ранжированы по силе воздействия. Известно, когда, какой ураган был и сколько погибло человек. Я имею в виду не только сам ураган, но и наводнение с этим связанное. Все-таки Бангладеш стоит на первом месте, когда погибли 300 000 человек за одну ночь. А обычный ураган уносит жизни нескольких десятков тысяч человек.
Если говорить о том, чего я боюсь, то каждое лето я боюсь повторения 2010 года. Предсказать повторение таких событий мы не можем. За последние 35 лет среди всех известных волн жары московская жара 2010 года была одной из самых тяжелых и опасных.
Дело в том, что в Москве климат немного теплее, чем в области или других городах Центральной России. Мегаполис добавляет градусы, в Москве жарче, поэтому в Москве жара переносится хуже, чем во Владимире, например. Питер тоже может быть подвержен волнам жары, но там все-таки море, ветер и это облегчает человеку жизнь.
Если говорить о лете 2019 года и грядущих сезонах, то Новосибирск, например, конечно, должен готовиться. У них есть пожары. Там возможны жара и засуха.
Что еще? Таяние мерзлоты — действительно проблема, но на Севере живет мало людей. Зато там экономический эффект значительный. По оценкам группы российских ученых, к 2050 году ущерб экономики России от таяния вечной мерзлоты составит 8,5 процентов от ВВП.
Я скажу больше, в каждом крупном регионе России можно выбрать свой лидирующий экологический процесс, который завязан на климат. Если это Север, то это деградация вечной мерзлоты, если Калмыкия, Ставропольский край, то это опустынивание, прогрессирующая засушливость. Если нам грозит опустынивание, то уже сейчас надо менять систему сельского хозяйства на ту, где можно использовать меньше воды.
— Угрожают ли России лесные пожары в этом году?
— Тайга горит всегда. Она сгорает, на ее месте поднимается молодняк. Тут проблема в том, что если среда нарушена, то молодняк неправильно встает и встает не то, что надо. Но нарушенной среды в Сибири почти нет. Тут много эмоций, это раз. И строить продолжают не там, где надо.
— Можете подробнее про то, где не надо строить?
— На Кавказе строятся жилые объекты в лотках лавины. То есть в этом месте сходила когда-то лавина. Не в доисторическое время, иначе геоморфологических следов не было бы, а тут есть след — плохая растительность, прокопан овраг, где она сбегала, валяются валуны. Пусть ее не было 10 лет, но на 11-й год она может сойти и все снести. Наши гляциологи говорят, вы что делаете, вы с ума сходите! В ответ на предупреждение они слышат только о том, что ученые зря пугают, а строительство продолжается.
У меня на этот счет есть интересный пример. Старейший профессор географического факультета Георгий Иванович Рычагов (ему уже сто лет почти), который еще работает и был деканом географического факультета. Так вот, его научная проблематика — Каспийское море: изменение уровня и площади. Он приносил на занятия старое фото Дербента. На нем центральная площадь и трамваи, а еще такая штука непонятная. Рычагов говорил, что это причал. И действительно, посреди города, где нет воды, стоит причал. Он остался с древних времен. Нормальный человек, видя причал на фотографии города, предположит, что там было море и оно может вернуться. Так вот, 40 лет прошло и уже на следующем фото посреди этого района плещется море. Если что-то происходило в прошлом, то велика вероятность повторения.
Все знают, что в поймах строить нельзя. Вспомним 2001 год и грозную реку Кубань. Тогда наводнение смыло самострои, которые были возведены в пойме реки. Их там строили, потому что хороший климат, растительность хорошая, река рядом и транспортная доступность.
 
— Насколько климатологи участвуют в проектной работе при строительстве или планировании городов?
Ну кое-что считаем. Например, для энергетиков. Как часто надо ставить вышки-мачты, на которые крепят провода. Надо рассчитать возможное обледенение проводов и поставить вышки так, чтобы провода при обледенении не оборвались. Но это рутина, а заказа настоящего на исследования в связи с изменением климата нет.
А нас ждут три основных изменения: потеплеет — раз, будут идти короткие, но мощные ливни — два, продолжится таяние мерзлоты — три. Уровень океана будет повышаться.
Ученые многое могут просчитать и предупредить, но это все исчезает в научных журналах. В жизнь знания проникают крайне медленно. В строительных нормах и правилах, например, в пересмотре которых я участвую, слова про изменения климата вообще не произносятся.

https://ria.ru/20200310/1568247464.html

 

О том, почему в России много климатических скептиков, о современной научной точке зрения на причины изменения климата, о том, какие напасти угрожают российским городам, и вынужденном бездействии ученых. 
 
АЛЕКСАНДР КИСЛОВ: КАЖДОЕ ЛЕТО Я БОЮСЬ ПОВТОРЕНИЯ ЖАРЫ 2010 ГОДА
 
Девушка на Красной площади летом 2010 года
 
В конце прошлого года Россия ратифицировала Парижское соглашение по климату. В начале 2020 года правительство утвердило план адаптации страны к изменению климата. Однако в России до сих пор многие не верят...
свернуть
25:02:2020
18 февраля 2020 года отметила 99-летний юбилей доцент кафедры биогеографии географического факультета МГУ, кандидат географических наук 
ВАЛЕНТИНА ФЕДОРОВНА МАКСИМОВА.
 
С 1939 года судьба Валентины Федоровны связана с географическим факультетом Московского университета, куда она поступила, окончив с золотой медалью школу. В 1942 году третьекурсница Валя Максимова ушла добровольцем на фронт и прослужила до конца войны замполитом зенитной батареи, заместителем командира приборного отделения. Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью «За оборону Москвы» и др. медалями. Вернувшись на факультет, Валентина Федоровна в числе выпускников кафедры биогеографии становится ее первой аспиранткой, затем ассистентом и с 1964 года — доцентом кафедры. 
 
В 1998 году В.Ф. Максимова удостоена звания «Заслуженный преподаватель МГУ». За плечами Валентины Федоровны огромный педагогический и научный опыт. Под ее руководством подготовлены четыре кандидатских диссертации и сотни курсовых и дипломных работ. Выпускники факультета разных лет, среди которых много ныне ведущих специалистов российской науки, помнят и любят Валентину Федоровну, часто обращаются к ней за советом и помощью.
 
В.Ф. Максимова — участник многих крупных экспедиций факультета и университета. За работу по исследованию природы Прикаспия она удостоена премии имени М.В. Ломоносова I степени. Более 20 лет Валентина Федоровна проводила исследование биологической продуктивности естественных и техногенных экосистем и заповедных территорий Дальнего Востока, северо-западной, центральной и южной частей России. В 2000 году Валентиной Федоровной опубликована карта оценки степени загрязнения воздуха г. Москвы в «Экологическом атласе Москвы». В.Ф. Максимова — автор более 160 научных работ, в том числе трех учебных пособий и двух монографий.
 
Поздравляем Валентину Фёдоровну и желаем ей здоровья и оптимизма!
 
 
18 февраля 2020 года отметила 99-летний юбилей доцент кафедры биогеографии географического факультета МГУ, кандидат географических наук 
ВАЛЕНТИНА ФЕДОРОВНА МАКСИМОВА.
 
С 1939 года судьба Валентины Федоровны связана с географическим факультетом Московского университета, куда она поступила, окончив с золотой медалью школу. В 1942 году третьекурсница Валя Максимова ушла добровольцем на фронт и прослужила до конца войны замполитом зенитной батареи, заместителем командира приборного отделения. Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью «За оборону Москвы» и др. медалями. Вернувшись на факультет, Валентина Федоровна в числе выпускников кафедры биогеографии становится ее первой аспиранткой, затем ассистентом и с 1964 года — доцентом кафедры. 
 
В 1998 году В.Ф. Максимова удостоена звания «Заслуженный преподаватель МГУ». За плечами Валентины Федоровны огромный педагогический и научный опыт. Под ее руководством подготовлены четыре кандидатских диссертации и сотни курсовых и дипломных работ. Выпускники факультета разных лет, среди которых много ныне ведущих специалистов российской науки, помнят и любят Валентину Федоровну, часто обращаются к ней за советом и помощью.
 
В.Ф. Максимова — участник многих крупных экспедиций факультета и университета. За работу по исследованию...
свернуть
25:02:2020
 — выпускница кафедры экономической географии капиталистических стран 1950 года, ведущий специалист в области географического образования, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой преподавания географии географического факультета Московского Государственного Педагогического Университета в 1976—1993 гг.
 
 — выпускница кафедры экономической географии капиталистических стран 1950 года, ведущий специалист в области географического образования, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой преподавания географии географического факультета Московского Государственного Педагогического Университета в 1976—1993 гг.
 
свернуть
19:02:2020
Кафедра геоморфологии и палеогеографии географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова приглашает принять участие во Всероссийской научной конференции «VIII Щукинские чтения: Рельеф и природопользование», посвященной 135-летию со дня рождения выдающегося отечественного геоморфолога, профессора И.С. Щукина. Конференция «Щукинские чтения» традиционно раз в пять лет объединяет в стенах Московского университета геоморфологов и палеогеографов со всех уголков России, чтобы обсудить фундаментальные и прикладные вопросы одной из главнейших географических наук.
Конференция состоится 28 сентября – 2 октября 2020 года в г. Москве (Ленинские горы, Главное здание МГУ).
Основные темы конференции:
— геоморфологические аспекты решения актуальных инженерных, экономических и социальных проблем;
— глобальные и региональные проблемы геоморфологии;
— рельеф в исторической и палеогеографической ретроспективе;
— природопользование и прогноз развития рельефа в районах проявления экстремальных и катастрофических процессов;
— рельеф в рекреации: условие и ресурс;
— современные методы и технологии в геоморфологических исследованиях;
— прикладная геоморфология в высшей и средней школе;
— симпозиум имени профессора О.К. Леонтьева: береговая зона, дно Мирового океана и деятельность человека.
По результатам конференции планируется издание электронного сборника материалов, индексируемого в РИНЦ (eLIBRARY).
Предварительная регистрация — до 01 марта 2020 г.!
Вся необходимая информация, связанная с проведением конференции (основные даты, контакты организаторов, правила оформления тезисов), а также регистрация доступны на Интернет-сайте конференции http://www.shchukinconference2020.ru/.

 

Кафедра геоморфологии и палеогеографии географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова приглашает принять участие во Всероссийской научной конференции «VIII Щукинские чтения: Рельеф и природопользование», посвященной 135-летию со дня рождения выдающегося отечественного геоморфолога, профессора И.С. Щукина. Конференция «Щукинские чтения» традиционно раз в пять лет объединяет в стенах Московского университета геоморфологов и палеогеографов со всех уголков России, чтобы обсудить фундаментальные и прикладные вопросы одной из главнейших географических наук.
Конференция состоится 28 сентября – 2 октября 2020 года в г. Москве (Ленинские горы, Главное здание МГУ).
...
свернуть
09:02:2020

ГБОУ Школа № 171 (Школьный корпус № 3) проводит набор в 9,10 классы социально-экономического профиля с углубленным изучением ГЕОГРАФИИ на 2020-21 учебный год.

В рамках ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ предполагается углубленное изучение географии, экономики. Увеличено количество часов на изучение русского языка и математики. Отдельным курсом изучается экология. Дополнительное профильное географическое образование проводится в форме кружков и секций по различным направлениям.

В период школьных каникул и в выходные дни проводятся выездные образовательные программы, практические занятия на местности, выездные географические школы и экспедиции, экскурсии в музеи Москвы и Подмосковья, создающие дополнительные возможности для получения знаний учащимися, формирования коллектива, развития способностей и личностного роста старшеклассников.

Ученики этих классов принимают участие в образовательно - просветительских мероприятиях географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова:

проектно-исследовательская деятельность;

научно-практические конференции;

учебные практики и мастер-классы;

экскурсии в Музей землеведения МГУ и лаборатории факультета;

географические турниры, студии, дебаты;

олимпиада «Ломоносов»;

научная конференция "Ломоносовские чтения";

фестиваль науки МГУ и Университетские субботы для школьников;

выездные географические школы и экспедиции.

В работе класса географического направления принимают участие, помимо учителей ГБОУ Школа № 171, преподаватели, студенты и аспиранты географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и МПГУ.

 

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ:

12 февраля 2020 года (среда) - 16.00 русский язык (8 класс)

20 февраля 2020 – информация об итогах проведенного мероприятия

15 февраля 2020 года (суббота) - 10.00 математика (8,9 класс)

25 февраля 2020 – информация об итогах проведенного мероприятия

15 февраля 2020 года (суббота) - 11.30 биология, обществознание, география (8,9 класс)

25 февраля 2020 – информация об итогах проведенного мероприятия

Продолжительность каждого из мероприятий - 60 минут.

Регистрация для участия в мероприятиях на официальном сайте школы.

 

График проведения КОНСУЛЬТАЦИЙ:

· 10 февраля 2020 15.30 русский язык 8 класс

· 12 февраля 2020 - география 9 класс (время на сайте школы)

· 13 февраля 2020 - 15.00 математика 9 класс

· 13 февраля 2020 - биология 8 класс (время на сайте школы)

С собой иметь ПАСПОРТ, РУЧКУ, СМЕННУЮ ОБУВЬ.

 

Информация о результатах мероприятий и приглашение на собеседование будут отправлены на личную почту каждому из поступающих. Собеседование для обучающихся, успешно выдержавших вступительное испытание, будет проходить по отдельному графику, информация о котором будет доведена до сведения каждого участника индивидуально.

На СОБЕСЕДОВАНИИ необходимо иметь:
- ВЫПИСКУ из электронного журнала о результатах итоговых оценок по четвертям/триместрам текущего учебного года;
- ПОРТФОЛИО с результатами участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п.

 

Школьный корпус № 3 ГБОУ Школа № 171 находится в 5 минутах ходьбы от ст. м. Спортивная и МЦК Лужники по адресу: ул. Усачёва, 66.

Телефон для справок: 8(499)246-87-09 (канцелярия)

Администратор Школьного корпуса № 3 - Дерябкина Елена Сергеевна 8 (926) 139 07 96

 

 
SUN9-50.USERAPI.COM
 
 
 

 

ГБОУ Школа № 171 (Школьный корпус № 3) проводит набор в 9,10 классы социально-экономического профиля с углубленным изучением ГЕОГРАФИИ на 2020-21 учебный год.

В рамках ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ предполагается углубленное изучение географии, экономики. Увеличено количество часов на изучение русского языка и математики. Отдельным курсом изучается экология. Дополнительное профильное географическое образование проводится в форме кружков и секций по различным направлениям.

В период школьных каникул и в выходные дни проводятся выездные образовательные программы, практические занятия на местности, выездные географические школы и экспедиции, экскурсии в музеи Москвы и Подмосковья, создающие дополнительные возможности для получения знаний учащимися, формирования коллектива, развития способностей и личностного роста старшеклассников.

...
свернуть