3 место на конкурсе работ "Если бы я был деканом геофака"

 
 
02.04.2013

 

3 место
Александр Евгеньевич ЛЕВИНТОВ,
Выпускник кафедры экономической географии СССР, 1966 г., ректор корпоративного университета ВИАНСА (WeAnswer)

ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ДЕКАНОМ
Бессмысленность современного состояния образования, школьного и высшего, не может не удручать. Тем не менее, в данной работе я хотел бы ограничиться только одним, наиболее знакомым мне предметом, а именно – географией, школьной и вузовской. Ниже представлены наиболее эффективные и современные возможные модели географического образования.

Школьная география
В школе можно выделить четыре курса:
общая география: предмет обязательный для всех (коренные мировоззренческие вопросы и практические «юзерские» навыки, прежде всего, навыки путешествования, а также формирование гражданской позиции). Одного года (20-25 часов) для этого вполне достаточно;
адаптационная география для иммигрантов, желающих принять российское гражданство — экспресс-курс для взрослых и/или семей в пределах до 10 часов;
специальная география: предмет для старшеклассников, определившихся со своей будущей, но негеографической профессией и соответствующим профессиональным образованием (личный опыт показал, что география для музыкантов сильно отличается от географии в киноколледже) – недельного экспресс-курса здесь вполне достаточно;
география для географов и близких ей профессий (геология, туристский бизнес, экология и природопользование) таких – сильно меньше 10%, поэтому в рамках одной школы данный курс нереалистичен, это возможно для группы соседствующих школ. Сюда входит: введение в профессию; основные места и типы профессиональных занятий; средства и методы профессиональной географической деятельности; история и важнейшие центры мировой географии, история и важнейшие авторитеты отечественной географии; основные направления и перспективы развития географии. Курс ведет профессиональный географ (исследователь, проектировщик, управленец, журналист, туроператор).

География в высшей школе
География для смежных специальностей (экономисты, историки, экологи, социологи, политологи, архитекторы-градостроители, геологи, территориальные и городские управленцы и др.)
Для каждой смежной специальности готовится свой курс географии (1-2 семестра), учитывающий специфику этой смежной специальности. Курс направлен не только на освоение географических знаний, методов, навыков и умений, но и на постоянное сравнение своей профессии с географией, подобно тому, как родной язык познается при изучении иностранного.
География для географов
Организация учебного процесса
В течение первых двух лет обучения производится отбор для высококачественного образования (очень грубо – треть поступивших), отсев (академическая неуспеваемость, также примерно треть); в результате остается треть пригодных для массового географического образования и получения профессий учителей средней и высшей школы, муниципальных и экологических служб, маркетинга и т.п. На этом этапе постоянно действующий тьютор(ы) помогает(ют) студентам в самоопределении и целеполагании, а тестер(ы) проводит(ят) тестовый мониторинг текущих результатов образования и достижения целей, поставленных самим студентом.
Два года высококачественного образования обеспечивает закончившему его хорошо оплачиваемую квалифицированную работу, а также возможность получить элитное образование на конкурсной основе. Примерно треть (худшая треть) либо переводится в массовое образование, либо квалифицируется как получившая массовое образование. Помимо академической неуспеваемости причиной для перевода в массовое образование может служить, например, зафиксированный плагиат. Средний слой (треть) становятся магистрами – за четыре года обучения (как и бакалавры, за счет интенсификации образования) и имеют возможность работать в престижных бизнес- и государственных организациях. Первые две формы образования находятся в парадигме образования как процесса социокультурного воспроизводства. Они готовят людей к уже имеющимся рабочим местам. Лучшая треть на конкурсной основе отбирается в элитное образование. Основания конкурса: текущие результаты академической успеваемости, дипломные проекты и работы, публикации, производственная и общественная активность.
Элитное двухгодичное образование отличается не только сложностью предметов и заданий, но и сложностью методов образования. Прежде всего, это – самообразование. Элитное образование – это переход от critical thinking к creative thinking, участие в диспутах, дебатах, дискуссиях, клубных обсуждениях и других формах представления, это – intergrative skills, а не дисциплинарно организованные компетенции. Здесь осваиваются техники и технологии работы с будущим (программирование, форсайты, дорожные карты и т.п.). Первый год элитного образования проходит в исследованиях и проектных разработках под руководством профессорско-преподавательского состава, второй – самостоятельно организованные исследования и разработки с привлечением профессорско-преподавательского сотава как в качестве консультантов, так и простых соисполнителей. Важно, чтобы НИР элитного образования были заказными (и, естественно, оплачиваемыми). Это – не фантазия: так уже работают некоторые элитные школы, в частности международная бизнес-школа «Сколково». Всё элитарное образование строится как нарастающий вызов и требование невозможного.
Обычным образованием можно дать всё, кроме:
— ценностного (витального) самоопределения;
— аскезы элиты (отказ от привилегий, взятие на себя ответственности, патриотизм, нравственные вериги и обязательства);
— воли;
— творческого таланта.
Это достигается только в ходе элитного самообразования.
Элитное образование готовит людей, желающих и способных развивать и преобразовывать окружающий их мир.
Организация индивидуального контроля и рейтинга
Для искоренения порочной практики «взаимопомощи» предлагается два типа мер:
— жесткие санкции против шпаргалок, подсказок и списываний – при обнаружении этого нарушители получают неудовлетворительные оценки, при этом тот или те, кто подсказал, дал списать или передал/изготовил шпаргалку получает/получают рейтинг ниже того, кому оказана помощь
— все квизы, тесты, зачеты, экзамены и иные испытания результативности должны проводиться индивидуально, по возможности с помощью компьютера и в режиме сугубой конфиденциальности.
Контроль результативности, помимо обычных оценок четырёхбальной шкалы и системы «зачет/незачет» допускает любые другие, например, multiple choose, но не принятую систему «три дистрактора-один правильный ответ», а, например, такую:
Критерии и шкала оценок
Отсутствие ответа или абсурдный ответ – 0;
Принципиально неверный ответ, но по теме и не абсурдный – 1;
Правильный, но неполный ответ – 2;
Правильный полный ответ – 3;
Правильный ответ, выходящий за рамки прочитанного курса либо включающий личный опыт – 4.
Порочная университетская практика оценки знаний только в период зачетно-экзаменационной сессии должна быть заменена на постоянно действующий мониторинг. Тестирование производится по каждой теме и каждому модулю.
По окончании бакалавриата сдается письменный 100-вопросный тест и устный тест экзаменационной комиссии в свободной манере. Перед выпускными тестами студент пишет критериальную оценку пройденного курса и работы преподавателей.
Однако основным критерием успешности освоения должны быть не оценки, а место в рейтинге.
Весь курс высшего (университетского) географического образования кардинально изменяется каждые 10 лет. Подготовка к следующему кардинальному изменению начинается по окончании первого года эксплуатации текущего курса силами студентов магистратуры и ППС.