16.08.2019
От Юлии Кузнецовой, выпускницы кафедры геоморфологии и палеогеографии 2007 года.
14 августа не стало Юрия Гавриловича Симонова. Через месяц после Татьяны Юрьевны Симоновой. И у меня никак не укладывается это в голове. Крупнейшие геоморфологи, гениальные люди, настоящие педагоги. Все это не просто слова, за каждым из них так много настоящей науки, большого дела, удивительных идей и их воплощений, по-честному благодарных учеников по всей стране.
Пожалуй, самый гостеприимный дом из всех, что я знаю. Сюда можно было прийти с любым вопросом, буквально в любое время суток, рассказывать и слушать-слушать.. ЮГ и ТЮ - они были руководителями, кажется, каждого из моей группы. Независимо от того, что было написано на титульном листе курсовой или диплома. Как часто нам говорили «о, а вот с этим к Симоновым, они помогут». К ним приходили советоваться, прибегали за помощью, просили мнения - и в годы учебы, и потом из года в год, до последнего. Почти все мои друзья и знакомые знали о «нашем профессоре». Сколько раз я слышала от геоморфологов и геологов, с которыми встречалась и работала в разных странах - «А спроси, что он думает про это? У меня ступор!»
Боже, как здорово было обсуждать все сомнения, все непонятное в науке! Иногда я записывала ЮГ на диктофон, а настоящий смысл сказанного порой приходил только годы спустя во время очередного переслушивания. Дорогие Юрий Гаврилович и Татьяна Юрьевна, спасибо за ваши всегда горящие глаза, за ту глубину понимания, которой вы так щедро делились! Спасибо за «ты же понимаешь, что это маленькое открытие?!» Сколько раз я это слышала и про себя, и про других.. С вами каждый чувствовал себя чуточку великим.
Мы уходили от Симоновых среди ночи, вдохновлённые и полные идей. Мы находили в их квартире в башне ГЗ друзей, которые после какого-нибудь празднования на автопилоте шли не домой, а сюда.
Рассказы об экспедициях, что длились по полгода, о танцах со стульями, о партийных работниках, о созданных лабораториях, о летящих идеях. Воспоминания о войне («у нас есть свой родной ветеран», да), о Вере Михайловне, которую мы уже не застали.. Нас и самих за почти 20 лет знакомства связало так много историй, споров, песен. Я хочу рассказать одну.
Мы учились на 5 курсе. ЮГ читал курс в последнем семестре, а мы, дураки, пропустили почти все. Ну как же, дипломы на носу, госэкзамены, все дела. ЮГ назначил консультацию со словами «имейте в виду, вы ничего не знаете. Зачета вам не видать, но я отвечу на все ваши вопросы. Вот билеты, готовьтесь». На консультации кто-то спросил первым - первый вопрос первого билета. Потом пошли по-порядку. Консультация превратилась в многочасовое обсуждение, краткий курс о самом важном по программе семестра. В конце ЮГ сказал: «Давайте зачётки, что уж». А потом пришёл на выпускной на кафедре со стихами. С тех пор ЮГ рассказывал эту историю всем подряд со словами «а вы уже знаете, как мы стали друзьями с этой группой охламонов?»
Я не могу поверить, что вас больше нет.
Нет никого, кто смог бы так влюблять в геоморфологию и одновременно в математику. Нет, к кому пойти 9 мая. Кому можно позвонить и услышать «сегодня ты слушаешь музыку и ложишься спать, а завтра утром ждём тебя с ноутбуком». Сегодня закончилась эпоха. В науке, наверняка для многих учеников, точно - для меня лично. Спасибо вам, Юрий Гаврилович и Татьяна Юрьевна, за геоморфологию и за дружбу. Я вас никогда не забуду.