23 июля 2020 года день рождения ГЕОФАКА! С Новым, 82-м годом, дорогой факультет! С нашим общим праздником, друзья-географы!

 
 
23.07.2020

Отрывки из студенческих воспоминаний профессора ВЛАДИМИРА ДЕРГАЧЁВА (выпускника кафедры ЭГСССР 1967 года):

ЗОНА КОММУНИЗМА. МГУ. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ. 1962-1967 гг.

... После окончания школы и заочного отделения курсов подготовки к поступлению в МГУ я был допущен к экзаменам на географический факультет. Кстати, плата за обучение на курсах составила смешную по современным меркам сумму в 5 рублей (на эту сумму можно было купить два пол-литра водки).

***
В школьные годы я увлекался географией и хорошо владел математикой. И так совпало, чтобы поступить на географический факультет МГУ надо было, прежде всего, сдать математику. Абитуриенты сдавали пять вступительных экзаменов: математику, физику, русский язык (сочинение), иностранный язык и географию. Такое необычное сочетание предметов повышало требования.
Об общем конкурсе говорить сложно, так как преимущества отдавались демобилизованным воинам, абитуриентам с производственным стажем и из сельской местности. Конкурс был преимущественно между школьниками, примерно от 2 до 5 человек на место, в зависимости от выбранной специальности. Традиционно, высокий конкурс сохранялся на гуманитарных кафедрах — экономической географии СССР и зарубежных стран. На кафедры зарубежных стран было больше москвичей, так как требовались приличные знания иностранных языков. В связи с производственным и армейским набором в МГУ многие школьники, в том числе москвичи, не смогли пройти по конкурсу.

Учитывая, что вступительные экзамены в МГУ проводились на месяц раньше, чем в других вузах страны, не прошедшие по конкурсу на геофак столичного университета могли с этими оценками без конкурса поступить в другие университеты, представители которых приезжали в МГУ. Например, в Харьковский и Воронежский.

Экзамены я выдержал благополучно. По традиции первым был экзамен по математике, после которого отсеивалась значительная часть абитуриентов (до 50 %) и приемной комиссии упрощалась дальнейшая работа. Математику я сдал на «хорошо» из-за формальной ошибки. Лучше всех предметов я сдал экзамен по географии на «отлично» с плюсом своему будущему учителю профессору Саушкину.
Повезло с сочинением, опять, как и на выпускных экзаменах в школе, писал тему про коммунизм. Спасибо Никите Сергеевичу Хрущеву, который в тот год объявил, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Хотя это и оказалось очередной коммунистической утопией, но польза практическая была хотя бы на экзаменах. Повезло и с годом рождения. В Университет поступали малочисленные абитуриенты 1944-45 года рождения, что снизило обычно высокий конкурс.

После сдачи экзаменов и зачисления на географический факультет нас направили на работу на автозавод имени Лихачева. На передовом предприятии не хватало рабочих. Работал шлифовальщиком 1-го разряда в цехе сборки главного редуктора (после трехчасовой лекции-инструкции). Если для экспортных партий существовал жесткий контроль, то для отечественных автомобилей только план, а не качество. Главное, чтобы машина своим ходом выехала из сборочного цеха.

***
31 августа 1962 года декан геофака МГУ вручил нам студенческие билеты. С 1 сентября начались лекции. Преподаватели читают их увлекательно, с блеском. Большое впечатление произвел спецкурс заведующего кафедрой экономической географии СССР профессора Юлиана Глебовича Саушкина. На семинарах стараюсь часто выступать. Первое выступление было комом, но постепенно втянулся.

Группа экономико-географов СССР насчитывала 27 студентов, включая двух школьников, производственников и двух вьетнамцев, которых партия послала учиться в Москву. В группе было всего четыре москвича. Разница студентов в возрасте была огромная – двадцать лет. Мне (самому молодому) при поступлении было 16 лет, многим было за 25 лет, а вьетнамцу Чунгу – 36 лет. Группа была образцом воплощения кадровой политики коммунистической партии.

***
В 60-е годы по качеству университетского образования был нанесен существенный удар. В связи с производственным и армейским набором (им отдавалось преимущество при поступлении) в МГУ многие школьники, в том числе москвичи, не смогли пройти по конкурсу. Это отразилось на низком общеобразовательном уровне. Так реализовалась политика КПСС на ротацию интеллигенции. Партия стремилась, чтобы интеллигенция была преимущественно в первом поколении (из рабочих и крестьян). Такая интеллигенция, как считала партия, была менее думающей, а значит более послушной и управляемой. Такая политика, как стало очевидным через много лет, привела к самоубийству партии и советского государства.
Как следствие этой политики, ухудшился качественный состав выпускников МГУ. Например, выход докторов и кандидатов наук был незначительный, по сравнению с пятидесятыми годами, когда отдельные группы геофака давали до десятка будущих профессоров. Или по сравнению с семидесятыми, когда конкурс был в основном среди медалистов. Таким образом, главный университет страны стал работать в значительной степени вхолостую, не воспроизводя значительной доли специалистов с качественным образованием.

***
Стипендия в МГУ выше, чем в других вузах страны. Первый семестр я испытывал нехватку денег, стипендия была 28 рублей. Но после экзаменов начал получать повышенную стипендию (36 рублей, а на старших курсах до 60 рублей). На пятом курсе вместе с подработкой на кафедре получал больше, чем у меня была ставка инженера после окончания университета. Кроме того, студенты летом работали в экспедициях, а зимой – на полставки лаборантов обрабатывали полевые материалы. Я работал после первого курса в Приволжской, после третьего курса – в Забайкальской и после четвертого курса – в Западно-Якутской экспедициях. Существенная была родительская помощь, хотя возможности отца и матери были ограничены. На повышенную стипендию можно было ходить в театры, включая Большой академический театр оперы и балета (если достанешь билеты), покупать книги, иногда посещать рестораны и летать самолетами «Аэрофлота» (по 50% студенческой скидке) в Астрахань, Ленинград и другие направления.

***
Единственной конвертируемой валютой в межличностных отношениях в университетском общежитии было пиво. У многих ребят были карточки, куда заносился дебет – кредит. Когда мучила жажда, подводился итог и владелец карточки с отрицательным сальдо пивного баланса бежал за пивом. Благо, что в те годы, несмотря на дефицит пива в Советском Союзе, в университет завозилось даже чешское пиво.

***
Условия проживания в студенческом общежитии в главном здании МГУ не отличались от лучших советских гостиниц тех лет. Студенты жили в отдельных комнатах. Две комнаты составляли один блок с душем, умывальником и туалетом. Мебель была изготовлена по специальному заказу на Таллинской мебельной фабрике и отличалась исключительной добротностью. Для аспирантов комнаты были больше площадью, полагался кроме книжного шкафа с секретером, письменный стол с креслом.
На этажи подавался сжатый воздух для пылесосов, с помощью которых производилась уборка на этажах. Полы были паркетными и по большим праздникам расстилались ковровые дорожки. В холлах были установлены кожаные кресла и диваны. Говорят, что в 50-е годы в номерах были телефоны, но в наше время можно было установить телефон за дополнительную символическую плату. Большинство пользовались телефонами, которые были установлены у дежурных по этажам. Звонивший называл номер блока и количество звонков, например, 12-31, два звонка. Дежурный нажимал дважды искомую кнопку на пульте и кнопку вызова. И искомый студент подходил к телефону.

***
Наш первый курс жил в общежитии Главного здания, откуда нас переселили на один год в только что отстроенный студенческий городок на Ломоносовском проспекте. В новых общежитиях на Ломоносовском проспекте, построенных во времена «хрущёвок» все было намного проще. И, если обстановка в «сталинском храме» (главном здании МГУ) не располагала к погрому, то общежития-хрущёвки громили нещадно. Так, например, только за один 1968 год жильцы филиала Дома студентов МГУ на Ломоносовском проспекте разбили 526 кв. м. стекла, сломали 1924 стула, 68 мягких кресел и 168 журнальных столиков (данные из газеты «Московский университет).

На втором курсе мы вернулись в Главное здание. Жили по два человека в аспирантских номерах, а с третьего курса — по одному в студенческих номерах. К сожалению, в будущем происходило постепенное уплотнение проживания. И со временем основным местом проживания студентов стали студенческие городки за пределами Главного здания МГУ.

***
Зачет по технике безопасности профессору Тушинскому. На первом курсе первокурсникам традиционно читалась «Техники безопасности». В коридорах главного здания МГУ были развешены картина советских художников из запасников Третьяковской галереи. На географическом факультете в рекреации 18 этажа висела картина, изображающая географов или геологов, которые в полевых условиях ночью не спят и поют песни. Профессор Тушинский использовал эту картину в качестве иллюстрации вопиющего нарушения техники безопасности в экспедициях.

Запомнились следующие байки. Профессор задает студенту вопрос во время зачета: Как Вы должны действовать в лавиноопасной зоне?
Студент: Первым делом нужно пробежать по склону и срезать лавину и когда она сойдет можно спокойно продолжить путь.
Профессор: Поздравляю, Вы потенциальный покойник!
Студент: Но ведь я хотел как лучше, как Александр Матросов. Я погибну, но на мое место придут тысячи.

Профессор: По технике безопасности запрещается пользоваться случайным транспортом в экспедициях. Вы оказались в бескрайней раскаленной азиатской пустыне. Вы устали и больше не можете передвигаться. И вдруг навстречу Вам идет двугорбый верблюд. Ваши действия.
Студент: я сделаю вид, что не заметил это транспортное средство. Ведь это незнакомый верблюд.
Профессор: Нет-нет, молодой человек. Тогда скажите, что такое верблюд?
Студент: Верблюд – это шерсть, мясо, молоко, сало, кости…
Профессор: Запомните молодой человек истину, Верблюд не роскошь, а средство передвижения, двугорбый корабль пустыни.

***
Еще одним популярным местом наряду с «Чебуречной» была расположенная вблизи Университетского проспекта киностудия «Мосфильм», куда студентов МГУ часто приглашали на платные съемки в массовках. Моя кинокарьера закончилась на съемках фильма «Понедельник день тяжелый» (1963), в котором играли Николай Гриценко и Людмила Хитяева. Сцена коллективного собрания, в которой я снимался, в фильм не вошла, и я не стал звездой экрана. Наибольшую кинематографическую карьеру среди однокурсников добился Нури Мукитанов, которого из-за восточной внешности пригласили сниматься в легендарном фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев» в качестве монгола на коне крупным планом и он выезжал в киноэкспедицию в Псков. Его гонорар мы пропили в Чебуречной.

***
В университете обучалось много иностранных студентов, в основном из стран социалистического лагеря. В 1962 году произошло ухудшение отношений с Китаем, достигшее апогея во время военного столкновения в 1969 году на острове Даманском на Дальнем Востоке. Клеймим китайский ревизионизм. Китайские студенты постепенно упаковывают чемоданы. Ходим на организованные митинги к китайскому посольству. Бросаем чернильницы. Милиция за хулиганство увозит в отделение, где отчитывают за то, что мало взяли чернил.

Одновременно усиливается вечная и нерушимая дружба с Вьетнамом. Дядюшка Хо (вождь вьетнамской революции Хошимин) на революционные праздники присылает своим студентам большие коммунистические приветы и подарки (сушеные водоросли или малосольный бамбук). Пища не для слабонервных гурманов. Вьетнамцы освоили славянскую пищу. Особенно они любили жарить селедку, вкусно, очень дешево и калорийно. Только братья славяне от запаха разбегались из общежития.

***
Новый год в Университете праздновался по-царски. Устанавливались высокие елки, несколько оркестров играло до 2 часов ночи на первом и втором этажах — в роскошных, отделанных мрамором фойе Актового зала и Дворца культуры, где шли концерты мастеров искусств. Работали кафе и буфеты с шампанским.

***
По вечерам в ГЗ демонстрировались кинофильмы в Большой учебной аудитории в Клубной части МГУ. Просмотр сопровождался исключительно точными комментариями вслух, что иногда привлекало больше внимания и интереса, чем сам фильм.

***
Спортом я не увлекался. Но зимой регулярно ходил на каток, который заливался рядом со спортивным манежем, или брал напрокат лыжи. Для лыжников было раздолье на Ленинских горах. Физкультуре на экспедиционном факультете уделялось повышенное внимание. Установленные нормы (Готов к труду и обороне 1 и 2-й ступени) выполнял, хотя и с трудом. Лучше всего получался бег на длинные дистанции. Однажды в забеге на приз газеты «Известия» разбежался так, что получил третий спортивный разряд в беге на 1000 метров. На этом моя спортивная карьера закончилась.

Резюме
В Шестидесятые годы системный кризис власти закончился разрывом союза власти и интеллигенции, продолжавшийся два десятилетия (1947 – 1967 гг.). Власть перестала быть кровно заинтересованной в этом союзе. Системный кризис советской власти сопровождался девальвацией профессий инженера, ученого и педагога. Интенсивно проводилась политика КПСС на ротацию интеллигенции. Партия стремилась, чтобы интеллигенция была преимущественно в первом поколении. Она была более послушна и меньше думала. Как я уже отмечал выше, наша университетская группа была образцом осуществления кадровой политики партии.

Полный текст воспоминаний - http://dergachev.ru/Landscapes-of-l…/zona_kommunizma/06.html

 

 

Фотографии к этим воспоминаниям - https://www.facebook.com/Geograd/posts/3129388683765478?__tn__=K-R