Непраздничные мысли...

 
 
14.03.2021
 
ВАЛЕНТИН КУРТЕЕВ, выпускник кафедры геодезии и картографии 1977 года, ведущий специалист Совета по изучению производительных сил (СОПС), член Российской экологической академии
 
Эх, картографы! 
Сегодня праздник у героев – первопроходцев!
Мы были почти везде раньше геологов и прочих изыскателей, пользовавшихся хоть какими-то картами. Нет карты – негде отметку поставить, что ты золото нашел. Или нефть. Однажды на Чукотке в маршруте году в 1975 наткнулся на затес на лиственнице, сделанный экспедицией Обручева. У него топографом был К.А. Салищев. И на Луне рельеф по стереопарам рисовал наш коллега Полозников, жаль, не помню, как его зовут.
Увы, золотые времена советской картографии канули. Некому делать "Атлас Алтайского края" или ему подобный. Но есть спецы, назвавшие обсерваторию имени Воейкова – географической, а извергающийся сегодня (в знак протеста?) вулкан сопкой Ключевой. 
 
Ниже вы можете прочитать мою статью - панегирик в адрес нашей картографии — и увидеть фотоиллюстрации к ней.
 
Фонвизин оказался предсказателем будущего круче Ванги. Если есть навигатор, география и картография никому не нужны. И начихать на ошибки или полную ахинею на картах. Если никто ничего не понимает, он и ошибок не заметит. Если Баренцево море подписано как Белое, если отняли в Беринговом проливе у сопредельного государства остров Крузенштерна (Малого Диомида).
Вот так выглядит МГУ глазами тех, кто если и закончил МГУ, то не геофак, и поэтому путает параллели и меридианы. Или вообще был троечником по географии и получил диплом машиностроителя.
 
Но у нас есть шанс. Осваивая новые планеты, мы можем и должны повторить подвиг первопроходцев, и постараться не допустить превращения Картографии в землеустройство, под которым ничего, кроме извлечения выгоды, жульничества, коррупции, халтуры кадастровых инженеров и отъёма у населения земельного налога не кроется, поэтому планета и превращается в сундук с наличностью.
 
Всем оставшимся верными своей профессии, не забывающим фамилии великих и их деяния, настоящим картографам всех поколений от поморов, освоивших Грумланд и до Атласова, Крашенинникова, Невельского, Пржевальского, Крузенштерна, Пастухова, Салищева (всех не перечислить) изучивших пространства нашей России – поздравления с праздником! 
 
Попробуйте самостоятельно вспомнить, откуда у нашего праздника пошло начало.
Успехов! В нашем почти безнадежном сегодня деле.
 
ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ КАРТОГРАФИИ
 
80-90-е гг. нанесли ощутимый урон отечественной картографии. Уход из отрасли высокопрофессиональной редактуры, ликвидация контрольных этапов выпуска карт, нарушение требований нормативных документов и замещение картографов-профессионалов специалистами – разработчиками новых технологий, часто не имеющими представления о предмете картографии, стало нередко приводить к достаточно плачевным результатам.
 
Теоретические разработки Александра Фёдоровича Асланикашвили (1916-1981), Константина Алексеевича Салищева (1905-1988), Александра Алексеевича Лютого (1942-2001) и ряда др. известных учёных вывели отечественную картографию на ведущее место в мире. «Даже после почти 20-летних исследований советских топокарт, – отмечал Александр Кент (2017) – Президент британского картографического общества, – карты продолжают раскрывать увлекательное понимание советского военного мышления». И добавил: «Они также являются произведениями искусства», озадаченно заметив, «как могло бы выглядеть советское будущее». Идеи, заложенные в основу картографической науки, получили должную оценку зарубежных картографов на XXIII Международной картографической конференции в Москве в 2007 году. 
 
В СССР были созданы выдающиеся картографические произведения. В предвоенный период издан Большой Советский атлас Мира. Для решения стратегических задач во время Великой Отечественной войны создана уникальная карта Европейской территории страны, в первые годы после войны создана карта СССР масштаба 1:2,5 млн. Создан уникальный «Физико-географический атлас Мира», позже великолепные научно-справочные региональные атласы Украины, Литвы, Молдавии, Тюменской области, Алтайского края. Налажено массовое производство школьных учебных атласов по курсам географии и истории. Во всех этих произведениях невозможно найти грубые ошибки, понижающие ценность изданий.
 
Волюнтаризм в приватизации картографических и аэрогеодезических предприятий в 90-ые гг. привёл к падению качества картографических изданий, снижению престижа профессии картографа, вымыванию высококвалифицированных редакторов, составителей, корректоров. Резко упало качество издаваемых произведений, вызванное падением квалификации исполнителей и погоней за прибылью за счёт сокращения сроков выполнения работ. Широкое использование ГИС-технологии системы ДЗЗ привели к мнению, что для создания карт не нужны специальное образование, квалификация и подготовительные работы и выходной контроль.
 
«Хорошие новости для современного сообщества картографов заключаются в том, что любой человек, у которого есть компьютер, может создать карту. Плохие новости для современного сообщества картографов заключаются в том, что любой человек, у которого есть компьютер, может создать карту», – отмечал Кристофер Селлерс (2010). И плохие новости не заставили себя ждать. На ведущие роли в создании карт вышли математики, кибернетики, радиоинженеры и др., владеющие знаниями географии на уровне Фонвизинского Митрофанушки. 
 
Вот несколько примеров. В статье замдиректора Центра инфраструктурных проектов А.В. Рогачёва «Проблемы цифрового картографирования. Пять лет спустя» объясняются трудности цифровой картографии наличием «…неприятной особенности ЦТК, связанной с проекциями. В используемой для топокарт масштаба 1:1 млн проекции Гаусса-Крюгера боковые стороны трапеций должны быть выпуклыми.» 
Во-первых, для карт данного масштаба используется исключительно поликоническая проекция. Во-вторых, ни в поликонической, ни в проекции Гаусса-Крюгера нет выпуклых меридианов. А.В. Рогачев – выпускник факультета ВМК МГУ перепутал меридианы с параллелями. Остальные его заявления по поводу примитивности ГИС от ESRI и преимущества стандартов и форматов комментировать не буду. Предвидеть создание ГИС, работающей практически со всеми форматами пространственных данных, крупный специалист в кибернетике и геоинформатике не сумел. Практика – критерий истины, показала, что государственная карта Росреестра ведется именно под управлением ARCGIS.
 
И несмотря на это, можно утверждать, что при всей универсальности, мощности, совместимости с др. программными продуктами конечные карты «от мирового лидера в сфере ГИС» иногда вызывают чувство глубокого недоумения.
На карте Мира от ESRI в низовьях Индигирки много лет возвышались 30-километровые вершины, и только после неоднократных напоминаний они были снивелированы с окружающим рельефом. Такие же отметки высот зафиксированы на Чукотке и в Хакасии.
Размещение названий географических объектов также становится иногда неразрешимой проблемой.
 
Отдельная тема – политико-административная карта Мира, легендарная DCW. При её проверке было выявлено более 700 ошибок (!) в названиях государств и показе их границ, что свидетельствует о провалах в подготовке специалистов, неумении пользоваться собственным ПО, отсутствии редактуры и выходного контроля. 
 
С чувством глубокого сожаления хочется заметить, что ЦЭВКФ имени В.В. Дунаева также отметилась «географическим открытием», когда в Атласе Волгоградской области на стр. 60 обнаружилась река Дон, впадающая в Волгоградское водохранилище. Эта же фабрика в нарушение утвержденных нормативов издала две экологические карты Московской области, не прошедшие в установленном порядке экспертизу, вызвавшие легкую панику у правительства области и части населения, так как почти вся территория области оказалась загрязнена диоксинами, хотя ни одного анализа на наличие этих веществ в окружающей среде проведено не было. 
 
Специалисты Росреестра систематически отмечаются не только в злоупотреблениях при межевании земель, но и в «картографической агрессии» при показе госграницы на Дальнем Востоке от Чукотки до Южных Курил. И МИД не замечает этих нарушений. В проливе Советском лишили Японию территориальных вод и прихватили кусочек суши. В Беринговом проливе даже после неоднократных указаний МИД РФ хоть маленький кусочек Америки, но оставили под российской картографической юрисдикцией. 
 
Утверждение о самодостаточности рыночных отношений в сфере картографии оказалось ошибочным. На коммерческих картах не путают меридианы с параллелями, но показать аэропорт в морском порту Магадана вполне допустимо. И оказывается, на топокарте достаточно крупного масштаба можно показать пустырь в центре Москвы на месте Кремля. Неумение воплощать идеи К.А. Салищева по генерализации карт при создании крупных картпроизведений зачастую приводит к удивительным результатам.
Река Камчатка в нижнем течении расходится на множество протоков и озёр, и сравнивая две карты разных исполнителей на одну территорию, невозможно понять, что это один объект. Надо признать, что ПО от ESRI с этой задачей справляется также неудовлетворительно.
 
С развитием спутниковой навигации широкое распространение получили многочисленные программные продукты для автомобильной навигации. Наибольший интерес представляют системы, позволяющие планировать дальние транспортные перевозки по неизвестным водителю маршрутам. Примером одного из таких средств заблудиться в трёх соснах служил исчезнувший (вполне заслуженно) сайт http://map.gruzp.ru/. Сервис «построение маршрута» выдавал уникальные предложения по выполнению грузоперевозок, не поддающиеся не только осмыслению, но и выполнению.
 
Не имея профессиональной подготовки, не зная толком географии, не подозревая о существовании законов семиотики, не представляя правил синтаксиса языка карты, игнорируя семантические аспекты в процессе классификации, не подозревая, что исключение из процесса создания
карты отдельных, кажущихся излишними этапов, приводит к грубым промахам и ошибкам. Бравые ребята с великолепной математической, технической подготовкой, но не знающие географии и не понимающие картографии, выдают шедевры, над которыми смеются дети. У карты Мира 9-летний школьник заявил «Здесь ошибка. Столица Бразилии подписана неправильно. В конце должна быть буква А». И возразить мне было нечего. А крупнейшее картиздательство опозорилось. 
 
Ведомства, ведущие ФГИС территориального планирования, начиная с ликвидированного Минрегиона и заканчивая Росреестром, основную свою задачу декларировали как развитие законодательства в сфере градостроительства, землепользования, регистрации. 
 
Общепризнанный упадок картографии как отрасли, замаскированный многократными сменами вывесок на здании ГУГК, приватизацией, ликвидацией и оптимизацией картпроизводства, катастрофическим сокращением объёмов полевых работ по обновлению, «отстрелом» старых профессиональных кадров, умышленным банкротством лучших из оставшихся в России картфабрик привел к плачевному результату. Мы сегодня не имеем базовой отечественной общедоступной карты необходимой для работ по планированию масштабного ряда. Для госработ используем картографическую основу с огромным количеством ошибок, «чужую» систему координат, неудобную и непривычную проекцию, разработанную в Голландии XVI в., искажающую недопустимо общий вид страны на карте Мира. На карте, используемой ФГИС ТП, от Малой Курильской гряды остался один о. Шикотан. Остальные уже отдали Японии?
 
Актуальность всей системы вызывает сомнения. Москва показана в прежних границах. Существуют серьёзные проблемы с топонимикой. Например, ЗАТО Александровск в Мурманской области, образованный в 2010 г., до настоящего времени фигурирует как города Полярный, Скалистый, Снежногорск. В довершение ко всему в масштабах от 1:1 млн. до 1:2 млн. «пересох» Кольский залив и весь наш флот остался на суше. 
 
Отечественная картография второй половины ХХ в. была особенно сильна в сфере комплексного атласного картографирования. Упомянутые выше атласы остаются образцами для подражания современным картографам и специалистам будущих поколений. К сожалению, вынужден отметить, что достойной замены таким специалистам, как О.А. Евтеев, К.А. Салищев сегодня нет. И попытки создать фундаментальные картографические произведения федерального или мирового уровня, к сожалению, не удаются.
Листая электронную версию Национального атласа России, том «Природные ресурсы», обнаруживаю обидные факты невнимательности. Наш известный вулкан Ключевская сопка стал Ключевой сопкой. В Арктической зоне уверенно показываются зоны полётов самолетов ледовой разведки, прекратившей своё существование четверть века тому назад. На одной странице с интервалом в три строки общеизвестная Геофизическая обсерватория имени Воейкова внезапно переименовывается в «географическую обсерваторию». «Экологический атлас России» также содержит технические, редакционные и оформительские ошибки. Национальный атлас Арктики, в создании которого принимал участие автор, с использованием экспедиционных материалов, полученных сотрудниками СОПС в трёх экспедициях 2012-2017 гг. на Земле Франца-Иосифа, в изданном варианте остается до сегодняшнего дня недоступным для авторского коллектива. 
 
Широкое распространение традиционных карт, публикация достаточно детальных карт в Интернете, возникновение и распространение картографических Web-сервисов, внедрение спутниковых навигационных систем ставят проблему повышения качества базовых картографических материалов очень остро. В СМИ достаточно много публикаций о том, к чему приводят ошибки навигационных карт. 
 
Что делать в сложившейся ситуации? На мой взгляд, в первую очередь надо переосмыслить опыт создания карт, наработанный картографами прошлых поколений, понять ограниченность машинных автоматических методов контроля качества в условиях отсутствия сформированной инфраструктуры пространственных данных, провести качественную принципиальную оценку созданных карт, организовать проверку, редактуру и корректуру карт, получивших право на существование, безжалостно отказаться от использования того, что не пройдёт оценку. 
 
Для проведения редактуры существующих и предполагаемых к созданию карт необходимо разработать соответствующие нормативные документы, которые в традиционной картографии назывались «Инструкция (Руководство) по составлению…» общего содержания и «Редакционные указания по…» или «Редакционно-технические материалы…» для каждого нового объекта. Когда госорганы попросту самоустраняются от решения задач нормативного беспечения в сфере создания современных карт (на месте ликвидированной Федеральной службы геодезии и картографии в 2012 г. было создано АО «Роскартография), основную роль должны сыграть наиболее заинтересованные и квалифицированные участники рынка пространственных данных. 
 
В первую очередь редактирование должно обеспечить правильное единообразное понимание и выполнение всеми участниками процесса создания карты требований нормативного документа. Редактура должна осуществляться на всех этапах создания карты, включая оценку, отбор и анализ исходных материалов, разработку редуказаний, инструктаж исполнителей, контроль хода выполнения работы, окончательную проверку и приёмку работ. Задачи редактуры, этапы и процессы проведения редакторских работ хорошо описаны и нуждаются только в качественной адаптации применительно к ГИС-технологиям создания карт. В связи с широким внедрением ГИС-технологий, с развитием Web-сервисов задача повышения качества карт становится первоочередной. Никакие новые программные продукты не смогут эффективно работать при отсутствии качественных точных и актуальных базовых данных. 
 
Для отечественной картографии карта всегда была не только средством передачи информации, но в первую очередь – источником нового знания. И поэтому анализ источников, редактура и контроль качества карты на всех этапах её создания являются определяющими для конечного результата. 
 
 
Фотографии к статье Куртеева В.В. "ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ КАРТОГРАФИИ": 
 
                                             Нет городов в Сибири
 
Аэропорт с паровозом, но без самолетов
 
Мамаев курган без монумента
 
Дон "упал" в Волгоградское водохранилище
 
МГУ стал избенкой
 
МГУ, второй вариант
 
МГУ, третий вариант
 
Географическое открытие островов на Балтике
 
Переехавшее Белое море
 
Пропавший рубеж России - остров Ратманова
 
Переименованное Братское водохранилище
 
Исчезла дорога М-8 через Ярославль вместе с мостом
 
Комсомольск на Устюрте существует, только на плато Устюрт