19.10.2021
ВЛАДИСЛАВ КУДЕЛИН, выпускник 1984 года кафедры гидрологии суши:
ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ О НОРД-ОСТе
На премьере Норд-Оста я был предвзят, подготовлен, субъективен, "лицо заинтересованное".
Дело в том, что мне когда-то сильно повезло оказаться среди друзей создателей "Норд-Оста" и даже поработать вместе с ними над спектаклями, которые они ставили на сцене ДК МГУ ещё в те времена, когда мы все были студентами. (Более того, они сами тогда приняли участие и помогли в парочке моих спектаклей:)). И вот уже в те счастливые годы, узнав их творчество, - начиная с первого их концерта на Геофаке, - я понял - и все пять лет Универа знал и верил: то, что они делают в жанре музыкального театра, заслуживает гораздо болee высокой сцены и гораздо более широкой аудитории, чем наш ДК. Как и их песни, которые совсем не КСП, а во сто крат круче и серьёзнее в плане и музыки, и позии, и формы, и смысла.
И вот, 20 лет спустя, оказывается, что эта вера имела под собой все основания: они создали первый в России настоящий "бродвейский" мюзикл, доступный не только студентам и профессуре МГУ, а всей стране. И тем самым доказали мою теорему о наследовании выдающегося из студенческого. Уже одного этого знания было для меня достаточно, чтобы подпрыгнуть до потолка.
На самом деле, подпрыгивать пришлось неоднократно. Опять-таки благодаря своему везению, я узнал ещё года за три до премьеры, что "что-то такое затевается"; потом узнал, что по "Двум капитанам" (любил всегда эту книгу); ещё позднее А. Иващенко показал наброски нескольких музыкальных тем из будущего мюзикла. А за полгода до премьеры о ней было объявлено официально, был открыт сайт nordost.ru, в Форуме которого стихийно образовалось общество потрясающе разносторонних интересных людей - друзей мюзикла (и даже парочки врагов). Тут я и сам занялся созданием собственного сайта - о будущем мюзикле, о Каверине и прототипах его книги, и, конечно, о Создателях. (Примечание Геограда: этот сайт взял первое место на конкурсе Яндекса).
Поэтому, оказавшись в зрительном зале, я был ко многому готов. Но к чему именно, я всё-таки не имел понятия!
Официальная премьера Норд-Оста была назначена на 19-е октября 2001 года; я прилетел 17-го и сразу же из самолёта попал на Дубровку на последний "Генеральный Прогон" (это когда спектакль идёт по-настоящему, но билетов никто не продаёт, а в зале - только друзья, родственники и тому подобные сочувствующие: такие прогоны делаются, чтобы узнать, как оно пойдёт, и исправить в последний момент с̶а̶м̶ы̶е̶ ̶г̶р̶у̶б̶ы̶е̶ ̶о̶ш̶и̶б̶к̶и̶ некоторые мелкие погрешности).
...........
Первые впечатления:
Эмоции: волнение до колик, слёзы, размазанные про щекам, улыбка осуществлённой мечты детства.
Музыка: гениальная, и всё тут. Уже "Увертюра" добивает до глубины души, а дальше - только больше.
В первый день осталось ощущение ненапрасного ожидания, сбывшейся мечты и огромного цветозвукового шара, прокатившегося по голове.
В первом антракте я уже пел в фойе "Не церковно-приходская...". И после пел, как оглашенный. А наутро, не дождавшись приличного часа, позвонил Васильеву и, вместо "Привет, как дела?" начал играть на ф-но "Увертюру". (Он сильно смеялся). После же второго просмотра я проснулся со звучащими и перебивающими друг друга мелодиями. А после четвёртого - запомнил, кажется, всё. Музыка запоминающаяся, волнующая, гениальная.
Tексты (как и следовало ожидать, если вы знакомы с песенным творчеством Авторов) - превосходны, лиричны, остроумны, улётны...:). Отдельное спасибо Авторам за возвращение букве Ё еЁ полноправной роли в ВМПС'е ("Спешите точки расставлять над Ё!").
Находки: просто супер. Постановка: 3-е измерение! - пять движущихся полос, - и четвёртое измерение с половиной (движущийся круг, использующийся так, что возникает полное ощущение очень хорошего Голливудского кино, где всё снято сразу с пяти камер).
Эффекты, декорации - отдельный разговор. Далеко не только самолёт и торосы; один трамвай чего стоит, а коммуналка, а Главсевморпуть!
Свет, цвет, костюмы, - тонко, продуманно и ужасно красиво.
Хореография: "Танец с Валенками" вполне может заткнуть за пояс "Танец с Саблями".......:). (А про чечётку на лыжах я МОЛЧУ).
Мизансцены: летающие мешки, Новый год, влюблённые на Ленинградской набережной, запрыгивающий на ходу в поезд Саня, живопись "Московского скорого"...
Любая массовая сцена - отдельное произведение сценического искусства. А арии и дуэты пробирают до костей.
В спектакле полно и небольших, но тоже ярчайших эпизодических образов и сценок, каждый - шедевр в своём роде, успевай только следить. Так и ждёшь Тётю Глашу со шваброй, или г-на Ли с арбузом, или Нину Капитоновну с её "Вам как - чайку или поесть?", - готовясь уже заранее аплодировать! А ДЕТИ какие? Это же просто ВОСТОРГ! Как повезло нам всем, что у Каверина в романе столько детства!
Актёры: умение петь, двигаться, играть, отплясывать, и всё это одновременно! Яркие профессионалы и яркие образы. Мазихин и Линдт тянут всех за собой на уровень Таганки. Сколько свободы, сколько импровизации! А какие голоса! Отдельное спасибо Ирине Линдт, спасшей первое отделение в день официальной премьеры, когда сломался круг.
И опять моё личное: в мюзикле были частично использованы мелодии из двух песен и из двух спектаклей тех самых лет Музыкального театра в ДК МГУ. Теорема доказана.
---------------
... В отличие от множества журналистов, зарабатывающих на сенсациях и сенсационных заголовках, ни я, ни мои друзья никогда не использовали словосочетания типа "Трагедия Норд-Оста". Давайте использовать правильную терминологию: "Теракт на Дубровке". Ведь этот теракт привёл к гибели как множества невинных людей, так и к гибели самого мюзикла - прекрасного произведения искусства, достояния всего культурного человечества.
Верю, что рано или поздно до всех это дойдёт, мюзикл ещё пойдёт, а ассоциация с кровью и болью рассосётся или по крайней мере изменит свой откровенно СМИ-шный характер.
В связи с этой идеей закончу словами из песни Васильева "Спокойствие", которые я обращаю ко всем зрителям и жителям России:
Спокойствие, спокойствие, и всё наверняка
Устроится, наладится, притрётся
Ещё не всё, ещё не всё потеряно пока -
Надежда есть, что зрение вернётся..
От Геограда: Владислав Куделин ко всем своим талантам ещё и музыкант. Вот три аранжировки из несостоявшегося его проекта "А капелла Норд-Ост" (Влад планировал тогда выпустить диск с 11 номерами, всё остановилось из-за теракта):