1 место на конкурсе работ "Если бы я был деканом геофака"

 
 
03.04.2013

 

Новое на Геофаке: направления деятельности и примеры мероприятий
Иван Титков (ЭиСГР ’06)
Павел Чистяков (ЭиСГР ’06)

ФАКУЛЬТЕТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Для обеспечения стабильного притока лучших студентов, работа факультета должна строиться на ряде базовых принципов

Что мы вкладываем в понятие «высшее образование»?
•Фундаментальные знания
•Специализированные знания и навыки
•Общие навыки, требующие специально-го обучения, например:
•Иностранный язык
•Excel
•Презентация
•Круг общения и контакты для будущего карьерного роста
•Выход на рынок труда
•Понимание требований работодателей
•Стажировки
•Знакомство с работодателями

Какие принципы работы
1. Максимальная информированность о всех возможностях, доступных студентам – для полного раскрытия потенциала последних
2. Участие студентов в планировании деятельности ф-та
3. Активное вовлечение выпускников в деятельность ф-та
4. Подготовка к трудоустройству, содействие в поиске работы

Помимо работы со студентами существуют другие задачи, которые не являются предметом данной презентации

- ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ "МАРКИ" ФАКУЛЬТЕТА нужно повысить его заслуги в восприятии выпускников последних десятилетий

Высокий конкурс = лучшие абитуриенты - Макси-мизация потенциала каждого студента - Успешные выпускники - Выпускники признают роль ф-та в своих успехах и достижениях - Рост популяр-ности ф-та - Высокий конкурс = лучшие абитуриенты

- ВСЕОБЩАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ - обязательное условие реализации учебного потенциала большей части студентов 

От: разрозненной системы оповещения...
•Значительная часть объявлений по-прежнему вывешивается в «бумажном» виде
•Web-сайт существует, но обновляется и ведется несистемно
•Нет ссылки на ассоциацию выпускников
•На сайте отсутствует контактная информация членов деканата, адреса их электронной почты
•Непрозрачна информация о международных программах обмена
•Поиск публикаций работает с ошибками (напр. нельзя выбрать все публикации 2011 г.)
•Отсутствует информация о преподавателях факультета, их кабинеты, приемные часы
•За редким исключением преподаватели закрыты для студентов «чужих» кафедр
•Нет общедоступной информации о возможности посещения занятий на других ф-тах МГУ

К: всеобщей информированности
Принципы
•Донести информацию до студента всеми возможными способами – задача факультета, а не наоборот (студент должен сам «добыть» информацию)
•Единые стандарты подачи информации для всех кафедр
•Студенты имеют доступ ко всем сотрудникам и могут получить любую информацию. Политика деканата – «открытые двери»
•Студенты получают больше индивидуального времени преподавателя, в том числе от других кафедр
•Междисцилинарное положение географии предполагает тесную связь с другими факультетами. Возможно, на кафедральном уровне

Примеры инструментов
•Каждый студент получает при поступлении электронный почтовый ящик вида «имя_фамилия_год выпуска@geogr.msu.ru», на который ему приходят все сообщения. Этот же адрес остается у него после выпуска и способствует поддержанию контактов
•Основной инструмент – web-страница, где, как минимум должны быть
•Расписания занятий всех кафедр и курсов на сайте факультета
•Работающий поиск по публикациям
•Локальные базы данных студентов, преподавателей, выпускников
•Информация о преподавателях и предметах на кафедрах. Например, для выбора научного руководителя или факультативного посещения лекций другой кафедры
•Вся информация о грантах, программах обмена, стажировках должна быть открыта всем, вне зависимости от научного руководителя и кафедры

ПРИВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАКУЛЬТЕТА повысит уровень ответственности за судьбу alma mater

От: «за нас все решили»...
•Многие студенты забывают о жизни факультета сразу после выпуска, что приводит к разрозненности выпускников или, в лучшем случае, к восприятию ф-та как группы хороших знакомых
•Молодым выпускникам не хватает навыков обсуждения проблем и принятия решений
•В учебной программе недостаточно учитывается мнение студентов, которые часто имеют представление о требованиях работодателей. В результате возникает разрыв между нуждами рынка труда, учебной программой и ее восприятием студентами

К: «мы формируем программу своего пребывания»
Принципы
•Судьба факультета находится, в том числе, в руках студентов и выпускников
•Учебная программа может меняться в соответствии с реалиями рынка труда, оставаясь в рамках, заданных Университетом и МинОбрНауки
•Преподаватели и администрация получают отзывы от студентов, позволяющие услышать различные точки зрения

Примеры инструментов
•Сделать часть информации публичной: возможно, бюджет, принципы изменения учебной программы. Это спровоцирует обсуждение и поднимет интерес к деятельности факультета
•Формализовать рейтинг курсов лекций – не как инструмент мотивации преподавателей, а как возможность получить обратную связь от студентов. Должен заполняться всеми без исключения. Итогом рейтинга может быть обсуждение отдельных предметов в учебном плане
•Создать орган управления, куда входили бы не только представители администрации, но и студенты, преподаватели и выпускники – на выборной основе. Передать ему часть полномочий (небольшую, для тестового режима и более существенную – впоследствии)

ВЫПУСКНИКИ - ГЛАВНАЯ "РЕКЛАМА" ФАКУЛЬТЕТА

От: отстранения выпускников от деятельности ф-та...
•Участие выпускников в жизни факультета либо отсутствует, либо ограничивается несистемной материальной поддержкой. Почему успешные выпускники не делятся со студентами опытом, не рассказывают о возможностях, не помогают советом им и преподавателям? Почему Васильев, Акименко или Колесник не прочитали ни одной лекции для студентов?
•База выпускников существует благодаря энтузиазму создателей (2-3 человека) и на нее даже нет ссылки с сайта факультета
•Информация о выпускниках доступна в ограниченном объеме, отсутствует контактная информации
•Выпускники последних 20 лет собираются, в лучшем случае, по кафедральному признаку

К: участию в жизни факультета после выпуска
Принципы
•Выпускники – основной актив факультета. Обязательна взаимная заинтересованность, которую нужно развивать еще в студенческие годы
•Выпускники должны принимать участие в управлении факультетом
•Студенты должны иметь прямой доступ к выпускникам, а выпускники принять за правило, что студентам нельзя отказывать в совете

Примеры инструментов
•Поддержка единства выпусков разных лет путем реальных встреч с выпускниками и обращением за помощью со стороны студентов
•Очевидно, что учебы и практик недостаточно для поддержания «духа единства». Требуется больше совместных мероприятий для студентов: более активное информирование о клубах, секциях и пр.
•Участие выпускников в судьбе факультета
•Чтение курсов/разовых лекций
•Создание наблюдательного совета с реальными полномочиями и экспертным мнением
•Создание полностью прозрачного фонда помощи
•База выпускников с доступом студентов и самих выпускников к информации, регулярное обновление
•Встречи, проводящиеся чаще одного раза в год, пусть и менее масштабные

ФАКУЛЬТЕТ МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ БОЛЬШЕЕ УЧАСТИЕ В ОБУСТРОЙСТВЕ КАРЬЕРЫ СТУДЕНТОВ

От: зависимости первых лет карьеры от удачи и научного руководителя...
•Сегодня трудоустройство студентов находится в зоне ответственности кафедр. Это делает студентов «заложниками» связей преподавателей
•Не редки ситуации, в которых выпускник, не найдя работы по узкой «кафедральной» специальности, учится «с нуля» навыкам, которые он мог бы получить в процессе обучения: от английского до продвинутой компьютерной грамотности
•Продолжение научной деятельности на факультете не гарантирует последующей занятости в структурах МГУ

К: системному подходу к формированию карьеры студентов
Принципы
•Студенты должны представлять себе все возможности по трудоустройству, не ограничиваясь специальностью/контактами преподавателей
•В отличие от кафедр, у факультета больше рычагов по приглашению работодателей для общения со студентами старших курсов, что дает студентам разных кафедр больше пространства для выбора
•Информация о трудоустройстве должна быть доступна для всех, а не сохраняться для «своих» студентов

Примеры инструментов
•На факультете должны быть специалисты, занимающиеся привлечением работодателей на факультет
•Привлечение работодателей на факультет (в т.ч. через выпускников) для регулярных (раз в семестр) встреч со студентами
•Знакомство студентов с карьерными информационными ресурсами, доступными на уровне ф-та и МГУ
•В работе преподаватели могут делать больший акцент на использование студентами практических инструментов и навыков (например, MS Excel, публичных презентаций)