2 место на конкурсе работ "Если бы я был деканом геофака"

 
 
03.04.2013

 

2 место
Автор пожелал остаться неизвестным

География как зеркало катастрофы в отечественной науке

Географ – слишком важное лицо, ему некогда разгуливать 
Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»

Решение любой организационной задачи (а улучшение образования на геофаке – организационная задача) должно содержать следующие этапы:
1. Оценка сложившейся ситуации.
2. Анализ причин, которые привели к современной ситуации.
3. Постановка задач.
4. Выработка методов для решения поставленных задач.
5. Чисто организационные мероприятия: наметить этапы, сроки, ответственных, контролировать выполнение и т.д.

1. Для выполнения первого этапа ни у меня, ни (подозреваю) у других нет информации, которую желательно было бы иметь для обсуждения такой важной проблемы. Необходимо было бы следующее.

(а) Разработать и провести соответствующее анкетирование среди учащихся, преподавателей и выпускников факультета. В частности, выяснить, какой процент выпускников каждой кафедры работает по специальности, довольны ли руководители и сотрудники учреждений, в которых работают выпускники факультета, качеством подготовки специалистов - и как они оценивают изменения этого качества за последние десятилетия.

(б) Создать рабочую группу по оценке ситуации, сложившейся в современной географии и на факультете – причем, группу, состоящую не из начальников и функционеров, а среди наиболее успешных ученых-географов.

(в) Широко распространить результаты анкетирования и результаты деятельности рабочей группы и организовать дискуссию на эти темы.

Пока все это не проделано, поделюсь личными субъективными впечатлениями. С моей точки зрения, уровень выпускников факультета катастрофически снизился после Несчастья (то есть, начиная с 1991 года). Я лично сужу об этом по качеству выпускников геофака, поступающих в аспирантуру нашего и других институтов, и по уровню защищаемых ими диссертаций. Снизился уровень самой отечественной географической науки. Давно уже в географии нет ученых такого масштаба, как Баранский, Витвер, Зубов, Будыко… Отечественная география зачастую не выдвигает принципиально новые, смелые и мощные подходы к изучению процессов на Земле, а повторяет «зады» направлений, возникших в рамках других наук – биологии, информатики, физики (я имею в виду «экологию», «глобальные изменения» «географические информационные системы» и др.). Наблюдается старение как ученых географов, так и преподавателей факультета, массовый уход выпускников в сферы деятельности, далекие от географии. Иными словами, наблюдается кризис – как в географии, так и в наибольшем по численности коллективе географов мира. 

2. Опять-таки, чисто экспертный, «эвристический» взгляд на причины, которые привели к современной ситуации.

(а) Хроническое недофинансирование как географической науки, так и географического образования.

(б) Недостаточная квалификация преподавательских кадров. В течение предшествовавших многих десятилетий на факультете зачастую «оставляли» наиболее слабых выпускников, которые никуда больше не могли устроиться и соглашались на низкооплачиваемые и непрестижные должности лаборантов, «договорников», сотрудников Музея Землеведения и т.п. В дальнейшем они стали основой преподавательского состава, но от этого они не стали способнее. Наиболее способные выпускники факультета были вынуждены уходить в академические и отраслевые НИИ.

(в) Вследствие этого также – нерациональный характер преподавания. С одной стороны, лекции зачастую бывают малоинформативными, читающимися на низком научном уровне и только запутывают студентов, с другой стороны – формально на студентов ложится слишком большая нагрузка, связанная с затратами времени. Как итог – в течение семестра студенты не успевают понять, что им читалось на лекциях. Повторение и понимание происходит в лучшем случае только во время экзаменационной сессии, но знания, усвоенные таким «пожарным» способом, быстро забываются и плохо усваиваются.

(г) Результат недофинансирования – примитивное оборудование, на котором работают сотрудники и студенты. В основных зарубежных научных и образовательных центрах, которые занимаются науками о Земле, стандарт вычислительной техники – РАБОЧИЕ СТАНЦИИ, работающие на лицензионном программном обеспечении (для разработки которого существуют мощные специализированные корпорации), объединенные в сети и завязанные на единый большой компьютер. Наш стандарт – работающие на «паленых» программах и нашпигованные вирусами изолированные ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ (которыми в соответствующих центрах Запада и даже развивающихся стран пользуются только для написания писем и в бухгалтериях). 

3. Постановка задачи. В идеале – создать действительно самый авторитетный в мире центр научной и преподавательской деятельности в области географии.

4. Методы для решения этой задачи. Перечислю только самые насущные шаги.

(а) Проведение не формальных, а действительных конкурсов на замещение вакантных научных и преподавательских должностей. Приглашение в конкурсные комиссии специалистов из научно- исследовательских институтов. Широкое (а не формальное) оповещение о конкурсах.

(б) Требование к каждому преподавателю перед каждой лекцией создавать электронный файл с текстом лекции и иллюстрациями к ней. Заранее распространять эти файлы среди студентов – с тем, чтобы студенты тратили время лекции не на запись сбивчивой речи преподавателя, а на обсуждение с преподавателем ключевых моментов лекции. Все «домашние» задания должны делаться во время практических занятий. Повторение лекций и усвоение их материала дома – иллюзия!

(в) Увеличение времени для подготовки курсовых и дипломных работ. Перенаправление деятельности студентов непрофильных кафедр с бессмысленного копания ям, тригонометрической съемки местности (при наличии GPS), катания на лодках и питья водки - на серьезную и продолжительную работу в научно-исследовательских институтах страны. Более частое привлечение к руководству курсовыми и дипломными работами специалистов институтов страны.

(г) Уменьшение и перераспределение нагрузок для преподавателей – с чтения лекций и проведения практик, плохо оснащенных современным оборудованием – в пользу руководства курсовыми и дипломными работами, во многих случаях – соруководства с учеными НИИ.

(д) Перенять существующую на физфаке МГУ практику обязательного приглашения рецензента дипломной работы «со стороны» (не с факультета).

(е) Заимствование принципа, на котором строится обучение в Физтехе – прикрепление студентов старших курсов к работе в НИИ.

(ж) Концентрация материальных средств, направляемых на приобретение оборудования и программного обеспечения. Борьба с противозаконным («пиратским») использованием программ. Выделение на факультете особой структуры, специализирующейся на ремонте вычислительной техники и закупке ее и программного обеспечения. Придание каждой кафедре сотрудника из этой структуры.

(з) Более существенная помощь работе Школы ЮНГ. Вообще, школу ЮНГ надо рассматривать, как одно из наиболее важных подразделений и направлений деятельности факультета. Назвать ее "Школа ЮНГ имени Бориса Беклешова"!

(и) Каждый год перед летними вступительными экзаменами требовать из Минобрнауки тесты весеннего экзамена ЕГЭ по географии. В случае нахождения в вопросах ЕГЭ абсурдных (что часто встречается) или двусмысленных вопросов, на которые в принципе нельзя или трудно дать правильный ответ - требовать отклонить обязательность приема на факультет в соответствии с результатами ЕГЭ. Автор этих строк - выпускник факультета и его аспирантуры, защитивший на факультете 2 диссертации и работающий по специальности (в области географии), не смог сдать пробный ЕГЭ по географии на "отлично". 
5. Для улучшения структуры работы факультета желательно создать при деканате «общественный совет», в который входили бы не только преподаватели и студенты, но и бывшие выпускники факультета – авторитетные учены, работающие в области географии. Наделение этого совета определенными полномочиями.
Н.Н. Разумнов-Благороднов