ГЕОФАКУ МГУ - 77 лет!

 
 
23.07.2015
Дорогие выпускники всех поколений! 23 июля - день рождения нашего любимого факультета! 
С праздником! Всем географам - новых высот, широт, глубин и надёжной системы координат! 
          
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ О ГЕОФАКЕ РАЗНЫХ ЛЕТ:        
 
КОСИЦЫНА НАТАЛЬЯ (1981, каф. геодезии и картографии)
 
...Зажмурьте глаза, сосредоточьтесь, ощутите запах старой мебели и паркета и попробуйте вспомнить то время, ощутить аромат ушедшей эпохи.
Помните, как каждый из нас наконец-то сдал вступительные экзамены и получил заветную бумажку – невзрачную картонку, открывавшую нам путь на факультет? Мы собрались в аудитории 2109, и большинство из нас впервые увидело друг друга. Каждый запомнил что-то свое, но все вспоминают чувство легкого волнения и любопытства, с которым мы разглядывали своих будущих однокурсников...
 
...Прозвенел звонок, на кафедры поднялись профессора Тушинский и Саушкин и блестяще разыграли образцово-показательный спектакль под названием «Физическая география против экономической». Срежиссиировано было замечательно.... Помните, как Тушинский, изящно взмахнув рукой в сторону Саушкина, безаппеляционно произнес: «А такой науки, как экономическая география, вообще не существует»?  Нам, неоперившимся в научных битвах птенцам, казалось, что после таких слов Саушкин должен был либо с 
позором капитулировать, либо вызвать обидчика на дуэль. Не произошло ни того, ни другого. Профессор Саушкин, снисходительно выслушав коллегу, отпарировал словами типа «физико-географический шовинизм, узурпация» или что-то в этом роде...
 
...А помните последующие лекции? Хотя мы их пропустили больше, чем посетили (Старосты групп! Простите нас, во время проверок вам приходилось нелегко!!!). 
Помните бедную Марию Альфредовну Глазовскую, до слез обижавшуюся на шум в аудитории? Помните снисходительно-ироничного Господинова? А профессор Рычагов («Рычаг – хороший мужик!» – гласили надписи на столах)! Как стремительно он поднимался на кафедру, как внимательно обводил взглядом аудиторию, и все начинали стихать, и даже барышни прекращали подкрашивать губы и ресницы.
А знаменитая фраза Валентины Федоровны Максимовой «Дубов у нас в стране много!». А не менее знаменитая фраза Натальи Васильевны Красильниковой «В нашей стране самое главное – что-нибудь распределять». 
И все вы, конечно, помните несгибаемую Анастасию Терентьевну Барулину. Завидев ее в рекреации, студенты старались быстренько юркнуть в любую открытую дверь, а те, кому посчастливилось столкнуться с ней на одной дорожке в плавательном бассейне, от ужаса чуть не тонули на месте...
 
... А помните, как легко и свободно нам жилось на 1 курсе? Ректором был легендарный Рэм Викторович ХохловУниверситет охраняли старушки - божьи одуванчики, в буфетах продавалось пиво, которое можно было распить в вестибюле (!) на втором этаже, у «репки» (памятника Тимирязеву), там же можно было и покурить. 
А помните, как быстро все начало меняться после гибели Хохлова? Университет заполнили милиционеры и пожарные, начались регулярные ночные рейды оперотрядов в общагах с проверкой документов и заглядыванием в шкафы и под кровати в поисках прелюбодеев. Из студенческих столовок типа «тошниловка» исчезли подносы с хлебом и кюветы с бесплатной квашеной капустой, которыми раньше можно было подкормиться в эпоху безденежья... 
 
... А общага той поры? Вспомните, как без четверти девять вечера раздавался дружный топот ног по лестницам – это народ несся в «Балатон» затариться токайским. А кинотеатр «Литва», в котором в пасхальную ночь обязательно крутили какие-нибудь забойные западные фильмы, чтобы студенты не участвовали в крестных ходах.
А 23 февраля, когда рабфаковцы надевали свою армейскую форму и маршировали по коридору в ФДС! А дискотеки в холле 7 корпуса...! А знаменитый торт «Прага»! Боже, какое количество этого торта мы съели. А «Тайвань» - мальчики, помните его? Или пивняк на улице Строителей?
 
... А помните, когда Китай сцепился с Вьетнамом, и мы ходили забрасывать чернильницами китайское посольство. А чучело китайского агрессора, сшитое за ночь из чьего-то синего костюма и желтой наволочки? А бедная Майя Борисовна Заславская, метавшаяся между нами со словами: «Только не поджигайте!»
 
... А Одимпиада-80? Помните, как всех в срочном порядке распихали по дальним практикам, чтобы не отсвечивали в Москве? Из-за этого почти никто не смог быть на похоронах Высоцкого. А помните, как мы вернулись с практик и обнаружили, что все подступы к Университету перекрыты шлагбаумами?
А купание ночью в фонтанах на смотровой площадке? ... Вспомнили? 
Тогда все, что изложено далее, будет вам не безразлично, потому что географическая форма движения материи, над которой мы так смеялись на лекциях профессора Лямина, на самом деле существует... 
(Полный текст в GEO летописи на сайте Объединения выпускников ГФ МГУ - http://www.geograd.ru/blog/10865?tid=143&page=; )
 
 
МИХАЙЛОВ И.С. (1955, каф. географии и картографии почв)
 
... ФАКУЛЬТЕТ НА МОХОВОЙ. В то время факультет, занимал верхний этаж небольшого здания, приткнувшегося в дальнем углу университетского двора. В этом здании еще размещались геологический факультет и почвенное отделение биологического факультета. 
Наш верхний этаж постоянно был переполнен и кипел как муравейник. Самым людным местом была комсомольская площадка (лестничная площадка между 3 и 4 этажами). Тут во всю стену висела стенная газета «Наши горизонты». 
Поднявшись на четвертый этаж, попадаешь в узкий слабо освещенный коридор, всегда заполненный народом. Единственное окно в торце этого коридора упиралось в стену медицинского института, где ниже располагалась прозекторская, и мы могли наблюдать, как студенты-медики расчленяют трупы. Из коридора шли двери в аудитории. 
Собственно аудиторий было всего две: большая – пятьдесят седьмая и поменьше – пятьдесят шестая. Остальные были комбинированы с помещениями кафедр. Так на кафедре геодезии посредине стоял большой макет местности, на котором мы изучали геодезию, а вдоль стен стояли столы сотрудников кафедры.
 
... Особенно памятна 67-ая комната, разгороженная шкафами на две части. В одной ютилось 4 кафедры: физической географии СССР, физической географии зарубежных стран, географии почв и истории географии. За шкафами шли лекции. Запомнился такой эпизод. За шкафами идет лекция климатолога профессора Бориса Павловича Алисова, а 
перед шкафами кафедру ведет Николай Адольфович Солнцев. Оба интеллигентнейшие люди. Тот и другой начинают вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Но постепенно забываются и говорят громче. Когда их голоса смешиваются, они выходят к торцам шкафов, церемонно извиняются друг перед другом и начинают опять вполголоса, а через некоторое время цикл повторяется...
 
... Но особенно отмечали мы пролетарские праздники 7 ноября и 1 мая. Рано утром мы собирались на площади Восстания. Здесь наши партийные руководители распределяли нас по шеренгам, выдавали лозунги или портреты вождей. Построившись, мы пересекали первую цепь оцепления и вливались в бесконечную череду колонн Краснопресненского района. Медленно двигались по улице Герцена, где на каждом шагу стояли лотки со спиртным в розлив и закуской. Из репродукторов и из рядов колонн гремела бодрая музыка, звучали песни. К Манежной площади мы подходили веселенькие. Там еще раз проверяют, не затесались ли чужие в наши ряды, устанавливают равнение. Мы вливаемся на Красную площадь. Идем форсированным маршем между рядами дюжих парней в штатском. Репродуктор выкрикивает лозунги. После чего мы должны истошно кричать «Ура!». Вот и мавзолей. На трибуне стоят соратники вождя и приветственно машут, но самого вождя народов не видно. Видимо, он уже отдыхает. Быстро проносимся мимо мавзолея, поворачиваем на Васильевский спуск и выходим на набережную, где нас ждут машины, куда мы сдаем реквизит. Дальше топаем до метро Кропоткинская и разбегаемся. Мне, чтобы попасть домой, нужно пройти 6–7 цепей оцепления, предъявляя паспорт с пропиской.
Вечером студенты факультета собираются возле гипсового памятника Ломоносову на Моховой. Центром этого сборища были фронтовики Борис Беклешов и Юрий Симонов. Симонов под общее одобрение танцует «Лапти». Потом поем гимн Геофака. Вся орава отправляется на Красную площадь, переполненную народом.
 
... Кроме лекций и занятий нас периодически гоняли, особенно весной, на стройку нового здания МГУ. Строили его в основном заключенные. Для них был построен концлагерь «Раменки–2», окруженный колючей проволокой. Мы не соприкасались с ними. Только видели, как их под конвоем гоняли с работы и на работу. 
В наши задачи входила обычно уборка строительного мусора. ... после субботника можно было подняться на стройку. Первый раз мы поднялись, когда здание доросло до 20 этажа. Там еще не было стен. Только стояли гигантские тавровые балки, свистел ветер и внизу была видна Москва...
 
... Географическому факультету выделили верхнюю часть высотного здания – зоны «А» с 17 по 22 этажи. Просторные светлые рекреации были увешены картинами известных художников. На долю нашего двадцатого этажа достались чудесные пейзажи Ромадина.
К главному зданию примыкали 18-ти этажные крылья, где располагались общежития. Каждый студент получил небольшую, но отдельную келью. На две комнаты были персональные туалет и душ. Это после комнат на 20 человек на Стромынке! Географов расселили также на верхних этажах общежития. В первые годы университетские моралисты поселили всех парней в западном крыле (зоне «В»), а девушек в восточном (зоне «Б»). Сколько анекдотов породило это созвучие – зона Б! На самом же деле эта зона в первые годы напоминала женский монастырь. Входы на этажи охраняли бдительные бабульки, и даже мужу к своей законной жене было очень трудно пробраться.
Под общежитиями располагались большие светлые столовые, где обед стоил копейки, а на столах лежал нарезанный хлеб и салат из капусты. Можно было за пятачок взять стакан чая и вдоволь наесться хлебом и капустой. Правда, у нас, возвратившихся из экспедиций и получавших полевые, безводные, энцефалитные надбавки, деньги водились, и мы позволяли себе расслабляться в отдельных номерах своих общежитских товарищей...
 
 
ИКОННИКОВ Л.Б. (1957, каф. гидрологии суши)
 
... Открытие нового здания университета прошло торжественно. Перед главным входом произносились поздравительные речи с добрыми напутствиями, но к этому моменту сюда были стянуты солдаты, которые образовали несколько квадратов-каре, внутри которых хаотично курсировали студенты. Студенты посчитали, что власти боятся волнений. 
 
... После переселения в высотное здание на Ленинских горах первое время мы очень части вспоминали 1-ый курс. Жизнь в старом здании была более романтичной, жили дружной единой семьей. Было более тесное общение между курсами, да и центр Москвы был рядом. На Ленинских горах дух прежнего геофака был утерян. Стали складываться новые традиции. 
В общежитии размещались в основном по блокам, состоявшим из двух комнат и туалета с душем; у каждого была своя комната. Это способствовало разобщенности, камерности. На каждом этаже общежития были также кухни, где некоторые студенты готовили еду. Обычно этим занимались фронтовики, некоторые девчонки и китайцы. В общежитии иногда собирались в гостиной, где было пианино и телевизор. Москвичи жили своей жизнью, они были менее связаны с факультетом, и, конечно, не могли вкусить всей прелести студенческой жизни... 
 
... Самыми эффектными были выступления на 1-ом курсе экономгеографа Юлиана Глебовича Саушкина. Яркая внешность, хорошо поставленный голос. Оригинальным была и сдача у него экзамена. Надо было ткнуть указкой в любое место на карте СССР и охарактеризовать его, пользуясь комплектом карт. На прощальном встрече с преподавателями в 
1957 г. он поздравил всех нас не с окончанием, а с поступлением в университет, ибо только жизнь – есть настоящий университет.
 
...Группа наших активистов во главе с Варущенко, возглавлявшая в то время факультетский комсомол, организовала клуб географов. На заседаниях этого клуба можно было высказываться открыто о том, что думаешь. Первое заседание было посвящено обсуждению творчества Пикассо. Выступали сторонники и противники художника. Второе – тому, как поляки под руководством Гомулки строят социализм. На третьем заседании появились даже преподаватели. Темой являлась профессия географа и наше распределение после окончания университета. Дискуссии проходили активно и это встревожило администрацию. Под благовидным предлогом зачинщиков убрали. Варущено был исключен из университета. Впоследствии, кажется, его восстановили. Вскоре было проведено университетское собрание в доме культуры, на котором с докладом об антисоциалистических настроениях студентов выступала тогдашний министр культуры Е.А.Фурцева
(Полный текст - http://www.geograd.ru/blog/10833?tid=121&page=;)        
        
Фильм "ГЕОГРАФЫ - ЛУЧШИЕ ЛЮДИ ЗЕМЛИ" - http://www.youtube.com/watch?v=RdvqEV8gOAw