Мнение эксперта: АНДРЕЙ ПЕШКОВ (выпускник кафедры океанологии 1978 года), заслуженный эколог Российской Федерации, руководитель рабочей группы по обращению с отходами Министерства экологии Московской области, бывший директор Всероссийского ин-та природы

 
 
01.04.2018

Здесь приведены фрагменты из разных недавних интервью Андрея Пешкова.

Подмосковье стало «зоной экологического бедствия». По мнению эколога, введения режима чрезвычайной ситуации недостаточно для нормализации экологической обстановки в подмосковном регионе.
«Зона экологического бедствия — это нормативно разработанный и установленный режим, и не краткосрочный, как ЧС, а долгосрочный, который нужен сейчас в районах Московской области, может, и во всей области, для нормализации состояния и приведения в порядок состояния окружающей среды и региона», — подчеркнул Андрей Пешков.

Как ранее заявил министр экологии Московской области Александр Коган, в ближайшие годы на территории Подмосковья планируют построить четыре мусоросжигательных завода. По мнению министра, проживание в 100 метрах от подобного предприятия менее вредит здоровью, чем проживание в километре от крупной автотрассы. Тем не менее, с данной оценкой согласны не все.
«Я бы поостерёгся на месте чиновника давать какие-то профессиональные оценки, заключения. Это не компетенция такого чиновника», - заявил Андрей Пешков.
Как пояснил эколог, на будущих мусоросжигательных заводах запланировано атмосферное сжигание несортированных отходов, крайне опасная для здоровья технология. Из-за горения пластика в воздухе образуются диоксины, тяжёлые металлы, ртуть и другие токсичные вещества, распространение которых ограничено Стокгольмской конвенцией. Вредное производство окажет существенное влияние на здоровье людей, прежде всего, на состояние здоровья детей.

"На предварительных презентациях всем врали, что на заводах будут сортировать отходы, а из документов заказчиков и сортировщиков следует, что никакой сортировки там не будет. Альтернатив есть очень много. Например, технология автоклавирования, которую сегодня 
Собянину предлагают поставить на полигоне Малинки, или технологии пиролиза, которые на сегодняшний день получают бурное развитие, в 10 раз дешевле и лучше и производятся в России", — отметил эколог.

«На тебе, боже, что нам негоже» — так оценил те якобы ультрасовременные мусоросжигательные заводы, которые собираются построить в Московской области, А.Пешков.
Эксперт напомнил о том, что "в Европе отказались от технологии мусоросжигания, и по мере окончания эксплуатации подобных заводов их будут закрывать навсегда. В то же самое время эти ненужные в цивилизованном мире технологии за немалые деньги не только будут поставляться в Россию, но и будут обременяться 25-летними концессионными соглашениями. Проще говоря, после строительства мусоросжигательных заводов страна в течение четверти века не сможет отказаться от их использования.
В этот переломный момент, когда есть и современные мусороперерабатывающие технологии, и возможности их воплотить в жизнь, что называется, «запрыгнуть в уходящий поезд», российские бюрократы, может, в интересах «чиновничьей ренты» либо в силу других, неизвестных обществу причин, вновь навязывают нам наносящие непоправимый вред природе и здоровью, отжившие свое мусоросжигательные заводы."
По мнению Андрея Пешкова, если решение о строительстве МСЗ всё-таки примут, чиновников соответствующих структур необходимо отправить в отставку. «Природоохранные органы Московской области отсутствуют, а те, кто имитирует природоохранную деятельность, видимо, в сговоре, потому что никаких мер не принимают. Я наблюдал разные власти, могу профессионально оценить их действия, надо сказать, что более циничного и варварского отношения к природному комплексу Москвы, нежели у сегодняшней, коммерциализированной до предела власти, я не видел и мои коллеги тоже. Это моё экспертное мнение как москвича, который 60 лет прожил в Москве", — заключил А.Пешков.

По мнению Андрея Пешкова, правительство Московской области в вопросе преодоления негативных воздействий от свалочных газов на полигоне «Ядрово» придерживается принципа «мы быстро накроем, и всё будет хорошо, главное, что пахнуть перестанет». Однако вопрос о том, что будет происходить дальше и кто ответит за то, что негативное воздействие растянется на десятки лет вперёд, остаётся 
открытым.
«Я бы предпочёл, чтобы я чувствовал запах как индикатор опасности. Мои органы чувств природой созданы так, что если есть опасное вещество, и мне неприятно, я от него стараюсь уйти или как-то обезопасить себя. Если неустановленные вредные химические вещества начинают поступать в воздух, и вы не чувствуете, потому что запах ликвидирован, то на самом деле они могут быть в разы опаснее, чем те, которые вы чувствуете как запах сероводорода», — отметил эксперт.

"Я считаю, что местные власти Волоколамского района завязаны с оператором на полигоне и объективную информацию могут не дать. Поэтому разумно пригласить независимую аттестованную лабораторию, при этом дать пробы зашифрованные, как это обычно делается при 
производстве важных анализов. Отбираются пробы в разных местах, шифруются номерами, и тот, кто анализирует, не знает, какую пробу и откуда он анализирует. Просто сдаёт расшифровку поэлементного химического состава. То, что загрязнение есть, это медицинский факт, что неблагоприятно влияет на экосистему, и, соответственно, на здоровье населения, тоже медицинский факт. С 1979 года здесь накапливались органические и неорганические соединения, которые разлагались. Все грунтовые воды, выстилающие поверхность, пропитаны ядовитым фильтратом, это реальный органический яд. В определённых дозах смертельный для живых организмов", — подчеркнул Андрей 
Пешков.

Также Андрей Пешков дал свою оценку работам по экстренной дегазации на полигоне ТБО «Кучино». Недоумение эксперта вызвала общая смета работ, увеличившаяся аж до 4 млрд. рублей, что кратно отличается от стоимости подобных работ на похожих полигонах. А применяемую компанией «Экоком» технологию эколог назвал ни много ни мало преступной.

"Я считаю, что называть кучинскую свалку полигоном -несправедливо. Это именно свалка. Экологическое сообщество как только узнало о проектах дегазации и рекультивации, которые собираются реализовать власти Подмосковья, предупредило, что это может не принести 
должного результата. Для начала, например, нужно было грамотно изолировать поле свалки. Это цивилизованный и эффективный способ рекультивации мусорных полигонов.
То, что делается сегодня, - очень странно со многих точек зрения: юридической, экономической, экологической и научной.
Что касается экологии, то сегодня поле кучинской свалки иногда по-прежнему горит. Об этом свидетельствуют многочисленные фотографии.
В соответствии с планами по дегазации предполагалось, что будут пробурены скважины и начнется сбор свалочного газа, который планируется сжигать. При этом никто не знал, с чем именно придется столкнуться: каков состав газа, который предстоит нейтрализовать.
В результате, по мнению ряда экспертов, сложилась ситуация, когда продукты горения токсичнее, чем сам свалочный газ.
Когда пробурили скважины, свободное поступление свалочного газа увеличилось в разы. Кроме этого, внутрь захоронения был открыт доступ кислороду, что создало предпосылки для возгорания. Не меньшую опасность представляет и так называемый свалочный фильтрат -жидкие продукты разложения мусора, которые просачиваются в почву и отравляют грунтовые воды."

"Специалисты в ужасе от количества токсичных веществ, содержащихся в фильтрате. Его нужно собирать отдельно! А что сделали в Кучине? Ядовитую смесь собрали и начали поливать им тело свалки. В результате добавления такого «катализатора» токсичные вещества стали образовываться еще интенсивнее и число вредных продуктов в воздухе только увеличивается.
Теперь ядовитый дым чувствуют жители не только Реутова, Железнодорожного, но и столицы. Поступали свидетельства, что неприятный запах «долетает» вплоть до Таганки. 
А.Пешков пояснил, что вдыхание элементов сероводорода и меркаптана, запах которых скорее всего и чувствовали жители столицы, в первую очередь отражается на состоянии желудочно-кишечного тракта, лёгких и сердечно-сосудистой системы.
"Меня удивляет, что до сих пор правительство Москвы молчит, не известило людей, что есть опасность для здоровья и какие меры нужно предпринимать. МЧС рассылает сводки по поводу того, что «ветерочек подует», а по поводу того, что непонятные органические и химические выбросы «накрыли» город, молчок."

Гораздо лучше было бы вообще оставить кучинскую свалку в покое. Так, по крайней мере, было бы меньше ущерба для экологии, по сравнению с тем, что происходит в результате сжигания мусора. Тем более что мы не знаем, а какие, собственно, отходы захоронены в Кучине и происходил ли процесс их складирования с соблюдением всех технологий? Между тем технология по дегазации свалок отработана и эффективно используется за границей. Так, тело мусорного полигона покрывают непроницаемой пленкой, под которой устанавливаются трубопроводы для удаления газа, состав которого обязательно анализируется для поиска более эффективной технологии его нейтрализации. Впоследствии над слоем непроницаемой пленки насыпается грунт, который можно засадить кустарниками и травой. Это цивилизованный и эффективный способ рекультивации мусорных полигонов."

Как считает А.Пешков, поджигание факелов на полигонах, которых в области будет уже четыре – три других работают в 
балашихинском «Кучино», в «Алексинском карьере» в Клину и д.Тимохово в Ногинском районе – это «преступление, за которое люди должны в тюрьму садиться».
"Каким образом, удается получить разрешительные документы на то, что там происходит (на полигонах, где уже действует система дегазации)? То, что выбрасывает эта так называемая установка нигде не нормировано, а раз не нормировано, значит, запрещено к использованию на территорию Российской Федерации. Московская область здесь не исключение. Те, кто дают команду на поджог этого 
факела, должны нести полную ответственность в соответствии с действующим законодательством, это я как юрист говорю. А вот то, что они не несут эту ответственность, это уже вопрос», – заявил эколог.

"Куда можно отвозить и куда везут отходы — это разные представления. Все отходы доезжают до МКАД и потом исчезают. Московская область рассчитывает свою территориальную схему на чуть более 4 млн.тонн. Всего. Спрашивается, а разница в несколько миллионов тонн куда 
размещается? Размещается это все нелегально. Куда это все повезут? В овраг свалят, если контроля не будет, а его сейчас толкового нет. Криминальную систему, которая существовала, разрушают. Значит, мы будем ждать это в ближайшем Подмосковье. Два десятка областных полигонов на 70% заполняются мусором из столицы, в год это 8 млн.т.".

Фото Геоград.