вход |
Президент Русского географического общества Сергей Шойгу прокомментировал поручения Владимира Путина по вопросам популяризации географии. Документ был опубликован на сайте Кремля 15 мая.
Приводим полный текст заявления Сергея Шойгу:
"В первую очередь, хочу отметить, что поручения Президента Российской Федерации по популяризации географии имеют беспрецедентный характер. Не только у нас в стране, но и в мире никогда на уровне руководителя государства не принимались комплексные решения, затрагивающие все сферы обучения географии, работы географов, обеспечения географических исследований.
Считаю, что этот документ раз и навсегда утверждает: ГЕОГРАФИЯ – ВАЖНЕЙШИЙ, ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРЕДМЕТ школьной программы, базис для университетского образования, залог дальнейшего развития и процветания нашей страны.
К сожалению, в последнее время многие об этом стали забывать. Хотя, на мой взгляд, очевидно, что для самого большого и крайне разнообразного с точки зрения природных, культурных, национальных особенностей государства мира ДВОЙКА ПО ГЕОГРАФИИ – ЭТО ПРЯМОЙ ПУТЬ К ДЕГРАДАЦИИ.
- Поручение Президента России: Минобрнауки России совместно с РГО и Российским союзом ректоров проработать возможность включения географии в число ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ в вузы по ряду специальностей.
Важнейший, на мой взгляд, пункт поручений Президента – включение географии в число обязательных экзаменов в вузы по ряду специальностей. К сожалению, географические знания у школьников и студентов откровенно слабы, хуже, чем у представителей более старших поколений. Одна из причин – в том, что сейчас знание географии не требуется при поступлении в вузы. Причем это касается даже таких специальностей, как "Туризм", "Регионоведение", "Международные отношения". По этой логике, специалисту - международнику или менеджеру в сфере туризма не нужно глубоко знать географию. Странная логика, согласитесь. И как результат – ЕГЭ по географии в 2017 году сдавали всего 20 тысяч школьников, а в прошлом году и вовсе 16 тысяч. Для сравнения: ЕГЭ по обществознанию в 2018 году сдавали 400 тысяч человек. Такая ситуация явно противоречит Стратегии научно-технологического развития России, предполагающей ответы на ряд чисто географических вызовов: демографию, территориальное развитие, освоение Арктики. Мы просто не имеем качественных кадров для ее реализации.
- Поручение Президента России: Минпросвещения России совместно с РГО и Рособрнадзором подготовить предложения, направленные на ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ географии.
Вместе с коллегами из Минпросвещения нам предстоит заняться основой основ – школьным географическим образованием. Русское географическое общество вместе с экспертами, учителями, родителями и учениками подготовило ряд важнейших предложений в этой области. Необходимо решить вопрос с УЧЕБНИКАМИ ГЕОГРАФИИ – мало того, что существующие абсолютно несовременны и неинтересны, так они еще и просто переполнены фактическими ошибками. Пример из учебника 7-го класса: "Население Северной Европы – 27 млн. Это 4% от всего населения Земли". Судя по цифрам, могу только предположить, что эти данные перекочевали к нам из учебника географии времен Екатерины Второй, по которому еще учился незабвенный Митрофанушка Простаков. То же самое относится и к атласам. Представьте себе, в тех материалах, что выборочно проверяли эксперты РГО, СЧЁТ ОШИБОК ШЁЛ НА ТЫСЯЧИ!
Необходимо УВЕЛИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ преподавания географии в средней и старшей школе. Начиная с 6-го класса это должно быть не меньше чем два часа в неделю. Лично Владимир Владимирович Путин неоднократно обращал на это внимание. Сегодня география в России непопулярна не только у учеников, но и учителей – часов мало, материально-техническое оснащение, без которого невозможно качественно преподавать географию, слабое, вот и нет очередей на географические факультеты педагогических вузов. А ведь идеальный учитель географии – это не кабинетный педагог, это энтузиаст, который увлекает учеников в походы и экспедиции.
- Поручение Президента России: Минпросвещения совместно с Минобрнауки и РГО подготовить предложения по созданию при образовательных организациях высшего образования ЦЕНТРОВ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ.
Все знают о знаменитых российских физматшколах при вузах. Их выпускники сегодня – это ведущие мировые ученые и изобретатели, руководители корпораций, лауреаты Нобелевской, Филдсовской и других премий. Вы удивитесь, но в области географии подобных центров в нашей стране не существует. В этом смысле мы отстаем не только от мировых лидеров, но даже от небольшого Сингапура. Поручения Президента дают нам шанс решить эту проблему.
- Поручение Президента России: Правительству России при участии РГО разработать и утвердить ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ГЕОГРАФ".
Поручения устраняют и еще одну историческую несправедливость. Трудно поверить, но СЕЙЧАС ТАКОЙ ПРОФЕССИИ, КАК ГЕОГРАФ, В РОССИИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Ради любопытства посмотрите официальный список профессий и должностей. Пойдите по алфавиту: геоботаник есть, геолог, геодезист, геохимик, геофизик – даже "дежурный по ангару" и "выпарщик капо-корня" есть, а географа нет. В законах нет такого вида деятельности, как "проведение географических исследований". Вроде бы бюрократические мелочи, но они, конечно, мешают географической науке, практическим исследованиям, тормозят их развитие. Как только профессиональный стандарт будет разработан и принят, существование географов "признают" на законодательном уровне.
- Поручение Президента России: Правительству России установить профессиональный праздник – ДЕНЬ ГЕОГРАФА, предусмотрев его празднование 18 августа, в день основания Русского географического общества.
- Представить проект указа Президента Российской Федерации об установлении ПОЧЁТНОГО ЗВАНИЯ "Заслуженный географ Российской Федерации".
Учреждение Дня географа и звания "Почетный географ", конечно же, подчеркнет значимость профессии, повысит статус представителей географической науки. И конечно же, символично, что Днем географа станет 18 августа – день основания Русского географического общества, старейшей географической организации в стране".
Сергей Шойгу