Довольно безрадостная картина...

 
 
07.06.2021
Ни денег, ни приборов... Академики РАН объяснили, почему массово эмигрируют ученые
 
Отсутствие необходимых условий для проведения исследований на мировом уровне не только делают российскую науку не конкурентоспособной, но и стимулирует массовый отъезд ученых за рубеж, где для их работы есть необходимое.
Сразу две новости, характеризующие состояние современной российской науки сообщили СМИ. Во-первых, с 2012 года в 5 раз (с 14 до 70 тысяч человек) увеличилось количество ученых и высококвалифицированных специалистов, уезжающих из России. Об этом сообщил главный ученый секретарь РАН Николай Долгушкин во время Общего собрания академии. По его словам, только за последние три года число ученых в стране сократилось на 30 тыс. В итоге Россия не может выполнить показатели нацпроекта «Наука», который ставил задачу увеличить число специалистов за три года на 35 тыс. человек. Получилось ровно наоборот», — отметил Долгушкин.
 
Сейчас Россия — единственная из развитых стран, где несколько десятилетий подряд сокращается число ученых. В 1990 году Россия занимала первое место в мире по числу ученых, но с тех пор их количество снизилось с 992 тыс. до 348 тыс. Еще три года назад РФ находилась на 4 месте в мире по количеству исследователей. То есть на 65%, две трети мы потеряли за три десятилетия», — сказал Долгушкин, уточнив, что сегодня страна находится уже на шестом месте.
 
Как считает академик Долгушкин, есть три главных риска для российской науки: недостаток финансирования, отсталая инфраструктура и самый главный — «кадровый, интеллектуальный потенциал».
 
Во-вторых, с 2010 года в России почти в два раза сократилось число аспирантов. Об этом сообщил уже сам президент РАН Александр Сергеев на том же общем собрании членов Академии наук. Одновременно сократилась и доля тех учащихся аспирантуры, у которых получается завершить ее с защищенной диссертацией. «В России происходит снижение численности аспирантов, если в 2010 году их число составило 157 тыс. человек, в 2019 — 84 тыс. человек. А доля окончивших аспирантуру с защищенной диссертацией в 2019 году составила 10%, а в 2020 году еще меньше — 8,9%», — привел статистику Сергеев.
 
Сергеев заявил, что в российской науке есть «негативные тенденции в обеспечении количественного и качественного состава исследователей». Президент РАН предложил «серьезно проанализировать ситуацию» и принять меры, чтобы ее изменить. Проблемы с привлечением молодежи в науку он связал с невысоким престижем карьеры ученого — эта проблема сохраняется, несмотря на наличие большого числа грантовых программ. «Престиж профессии ученого и научной деятельности в целом не очень высок и существует множество карьерных траекторий, которые дают менее трудозатратный, более быстрый и монетизированный успех, чем ученая карьера», — сказал Сергеев.
 
Проблем есть не только с числом исследователей. Высок уровень износа оборудования и нехватку современных приборов: коэффициент износа основных средств исследовательских организаций составляет свыше 67%, а средний возраст использования оборудования — свыше 10 лет. «Мы все понимаем, сколь важным для науки для получения результатов мирового уровня является использование современного оборудования. Если это оборудование 10-летней давности, то в большинстве случаев те результаты, которые можно получить на нем, конечно, не являются передовыми... Отсутствие необходимых приборов для проведения исследований на мировом уровне делают наших исследователей не только не конкурентоспособными, но и стимулируют дрейф наших ученых за рубеж, где есть нужные приборные базы для реализации их идей», — резюмировал Сергеев.
 
Между тем, недавно «Новые Известия» подробно осветили проблему эмиграции российских ученых, которая продолжается даже еще более высокими темпами, чем прежде.
 
В интервью нашему изданию академик РАН, ректор Сколтеха Александр Кулешов объяснил, что это происходит в том числе и потому, что уровень зарплат ученых в России и на Западе несопоставим. Кулешов отметил, что у них в университете оплата труда вполне конкурентноспособна с западными. Теоретически МГУ и «Вышка» тоже могли бы для небольшого числа профессоров назначить достаточно высокие зарплаты, но сделать это массово невозможно:
 
«Ученым нужны не только деньги, которые они получают каждый месяц. Гораздо важнее для них получить финансирование на исследования. Но в целом, к сожалению, отток продолжается. И это отток молодых и талантливых. Страна становится старше, беднее и глупее, как это ни печально. Мы пытаемся этому противостоять. На нашем локальном кусочке это получается. Но, как я уже говорил, таких сколтехов должно быть в стране сто, как минимум – пятьдесят, тогда мы изменим ситуацию...»
*
В этой связи многие комментаторы вспоминают о том, как года назад директор Федеральной службы войск национальной гвардии России Виктор Золотов с гордостью сообщил журналистам о том, что численность личного состава Росгвардии увеличилась практически вдвое по сравнению с численностью личного состава Внутренних войск МВД России, на базе которых она была создана...»

 

Так что удивляться собственно нечему: по закону сохранения материи, если в одном месте что-то убудет, то в другом обязательно прибудет..

"Новые известия", 21 апреля 2021 года

 

"МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ"

"Эхо Москвы", 6 июня 2021 года

https://echo.msk.ru/programs/assembly/2849230-echo/