Поздравляем выпускников 1980 года с 45-летием их Сатинской практики!

 
 
02.08.2021
 
О своём Сатино 1976 года рассказывают выпускники-1980: Андрей Петров, Константин Акутин, Андрей Иванов, Анжелла Евгущенко, Алевтина Моргунова, Елена Балдина, Ольга Трапезникова, Киляков Сергей, Наталья Ростокинская, Ренат Ахметов и Терещенкова Татьяна. 
 
САТИНО-1976 – 45 ЛЕТ
 
АНДРЕЙ ПЕТРОВ, кафедра экономической географии зарубежных социалистических стран (ныне географии мирового хозяйства), к.г.н.:
 
Как всё-таки удивительно устроена человеческая память! Альцгеймер вроде бы ещё пока не посетил, но уже очень и очень многие детали истории реально стали забываться. А есть вещи, которые вроде бы и помнить не обязательно, но они так плотно отпечатались в мозгу, что можно тебя ночью разбудить, и ты с ходу начнёшь читать наизусть начало «Евгения Онегина» или кусок из «Слова о полку Игореве» на старославянском. 
 
Но сейчас речь не о том. Этим летом у нас очередной курсовой юбилей. Ровно 45 лет назад состоялась наша первая учебная географическая полевая практика. Как и у всех современных географов, выпущенных из нашей «альма-матери» - МГУ в последние 50 с лишним лет, это произошло в небольшой деревне Сатино, приютившейся на живописном берегу реки Протвы в Боровском районе Калужской области. Потом у каждого из нас были другие не менее интересные практики и экспедиции, но Сатино безусловно осталось в наших сердцах навсегда и расположилось на самом почётном месте, потому что было первым. 
 
45 лет, конечно же, огромный срок. Но это только для тех, кто пока ещё столько просто не прожил, а нам (теперь уже пенсионерам по возрасту) то лето 1976-го года вспоминается как нечто не сильно давнее, хотя, повторюсь, некоторые детали происходившего тогда восстановить в памяти стало уже невозможным.
 
Итак, что за курс у нас был? Для того, чтобы стало понятнее молодым, могу назвать только 3 фамилии однокурсников, известные географам. Это – нынешний декан, член-корр. РАН Сергей Добролюбов, член-корр. РАН, Нобелевский лауреат Сергей Гулёв и всеми любимый бард Алексей Иващенко. 
Вообще-то на курсе было очень много талантливых людей, умевших играть на разных музыкальных инструментах, писавших стихи и музыку, прекрасно танцевавших… Так что можно примерно представить, насколько интересной и многообразной была наша жизнь в те два летних месяца в Сатино даже помимо интереснейшей и многообразнейшей нашей собственно "производственной" жизни, включавшей 7 практик (геоморфологическую, геодезическую, гидрологическую, метеорологическую, геоботаническую, почвенную и ландшафтную).
 
Тогда, в 1976 году, деревянных домиков для жизни студентов не было ещё и в помине. Жили мы в огромных армейских палатках, а спали на кроватях с панцирными сетками. Но эти бытовые неурядицы нас совершенно не волновали (молодость, знаете ли!). Хотелось впитывать новые знания, учиться и совершенствоваться. Прекрасные места, чудесные преподаватели (в основной своей массе), дружба и любовь. У многих из нас именно в Сатино завязались отношения, переросшие в любовь, позднее скреплённую семейными узами. 
 
Чем ещё запомнилось Сатино? Конечно же, ощущением неожиданно подступившей взрослости, чувством дружбы и общности с большим количеством людей, ставших для тебя за то лето почти родными, ночными походами на пойму (хотя официально это было строжайше запрещено), задушевными рассказами и песнями у костра и запретными напитками из сельского магазинчика, расположившегося прямо под территорией нашей базы. 
И ещё. Насколько мне известно, именно на нашем курсе была впервые нарушена традиция выбора Геей во время традиционного праздника не прекрасной девушки, а вполне себе брутального юноши. В нашем случае богом Геем (безо всяких намёков на ориентацию) стал Серёга Коноплёв по прозвищу Птиц.
 
Ну и конечно, Сатино стало для нас местом выбора дальнейшей более узкой специализации: в последние дни практики мы писали (как и все до нас и после нас) заявления о приёме на одну из тогдашних 14 кафедр факультета. У нас на курсе, например, после и в результате Сатинской практики очень сильно обмелел состав зарубежного потока. Многие из «зарубежников» решили резко поменять свой жизненный путь, связав дальнейшую судьбу с полевыми кафедрами.
 
КОНСТАНТИН АКУТИН, океанолог
САТИНО-76
Сорок пять лет назад
На вечернюю зорю
Над палаткой номер сорок
Опускался голубой флаг;
Мы думали, неба нет,
Есть бесконечное море;
Мы думали, нет земли,
Есть бесконечности шаг.
 
Так всё и есть,
Как мы думали – так и случилось:
Флаг поутру летит
К океану небесных седин,
А в земле, что водой ключевою сочилась,
Мой прокопан разрез
До отметки 
Две тысячи двадцать один.
5 июня 2021
 
АНДРЕЙ ИВАНОВ, геоморфолог:
Сатино! И в памяти всплывает - солнечное утро, из динамиков Бип-Боп Маккартни и мы, сладко потягиваясь, тянемся на завтрак. И никаких мерзких физзарядок, гнусных построений! И в поля! А вечером - пойма, костёр, песни. И постоянное ощущение безоблачного счастья. 
 
Надо сказать, что мне после армии всё нравилось. Нормальный сон, нормальная еда, нормальные люди, нормальные отношения - какое это счастье! Всё познается в сравнении. 
Прошло уже почти полвека. Было это так давно, что мы на практике по геодезии считали арифмометрами. 
 
Конечно, было всего много, и вспоминается этот забавный случай. Мы, несколько человек, так называемая стройбригада, - выехали пораньше, чтобы подготовить лагерь, ну там поставить палатки, кровати и пр. И вот все приехали. Я с гордостью продемонстрировал друзьям, с которыми собирался делить кров ближайшие 2 месяца, наше жилище. Палатка и впрямь была необычной - она была светлой! Как там у Высоцкого - и било солнце в три луча сквозь дыры крыш просеяно. Когда погода хорошая - это прекрасно. В других палатках темно, как в склепе, а у нас светло! Но при первом же дожде потоки воды полились на нас... Попытки передвигать койки из-под струй воды были тщетными - текло везде! Побить - не побили, но непечатного я в свой адрес наслушался предостаточно. 
Несмотря на мелкие неурядицы, это время отпечаталось в памяти самым прекрасным образом!
 
Случилось мне однажды услышать, как преподавательницы делились впечатлениями о курсе. И сходились во мнении, что нынешний курс по сравнению с предыдущим гораздо сдержанней в проявлении своих чувств. Буквально так было сказано - в прошлом году идёшь по заросшему полю и опасаешься - как бы на парочку не наступить, а эти (то есть мы) гораздо спокойней. Милые дамы не учитывали того, что лето 75 года было сухим и жарким, а в 76-м дожди заливали всё и выданные плащи очень пригодились. Будь погода получше и мы бы дали шороху!
 
АНЖЕЛЛА ЕВГУЩЕНКО (РАФАЕЛЯН), экономгеограф СССР:
Вспомнила, как в Сатино наша агитбригада прибыла в сельский клуб выступить с концертом перед местными жителями. Наш конферансье стал объявлять, мол мы студенты географического факультета МГУ, здесь на полевой практике и т.п., а зрители кричат: вы из ПТУ? Он опять обьясняет: нет из МГУ и говорит про университет, географию, и что мы делаем на практике, они радостно кричат: ааааа! Мы поняли! Вы учитесь в пчеловодческом ПТУ! Тогда уже мы заорали: Да! Мы пчеловоды, пчелки! И все на этом объяснении удовлетворились, дружно захлопали нам и наш концерт начался!
 
Вот ещё вспомнила: в Сатино у нас был зачёт по биогеографии, нужно было выучить и сдать 50 или 70 названий растений по латыни. Мы, конечно, не горели желанием отвечать, и желающих в нашей группе не было. Тогда преподаватель (я не помню кто) посмотрел в наш список и сказал: я знаю, что восточные люди склонны к изучению языков, сейчас проверю, здесь вот вижу армянскую фамилию (моя девичья Рафаелян), если она сейчас ответит, то группа получит зачёт. Я чуть не лопнула от ответственности и важности момента и ответила всё! 
Я и сейчас, через 45 лет помню по латыни эти названия растений Сатинского региона! А этот «приём» иногда использовала в своей педагогической практике.
 
А помните, как драку организовали местные, вызвали наших парней драться, они призывали «стенка на стенку», а наши, умные, предложили им один на один по очереди. Мы, конечно, пошли болеть за наших. Сделали большой круг, а центр вышел Володя Терещенков. К нему по очереди подходили местные парни и через приём самбо оказывались на земле. Они никак не могли понять, как это! На этом вся мощная драка и закончилась. Местные бойцы в недоумении отступили, а мы, гордые, пошли обмывать победу.
 
АЛЕВТИНА МОРГУНОВА (БЕЛАВИНА), кафедра метеорологии и климатологии:
Вспомнилось вдруг как мы ходили за молоком к местным жителям - под дождём в огромных плащах с капюшоном. Шли друг за другом вслед и громко пели: "Далеко, далеко. На лугу пасутся ко..." и т.д., и особенно громко в конце: "Пейте, дети, молоко - будете здоровы!"
 
ЕЛЕНА БАЛДИНА, картограф:
На мотив известной тогда песни про девушку с острова Пасхи Ира Машинская сочинила песню, которую мы нашей палаткой (наверно, единственной, в которой было 10(!) девиц, в остальных кажется меньше) часто распевали, поедая бесконечные сладости:
У этой кошмарной палатки
Была лишь сгущенка и вафли
Не стали откладывать
И даже закладывать
Съели во тьме под плакатом.
 
Ещё куплеты я не помню,...
А плакат мы вдвоем с Олей тогда Котовой (Шиловцевой) нарисовали крупный и цветной (кажется, акварелью): СЛАДКОЕ ВРЕДНО!
 
СЕРГЕЙ КИЛЯКОВ, капстраны:
У меня почему-то на всю жизнь отложилось: нетель - корова фертильного возраста, не покрытая…
 
НАТАЛЬЯ РОСТОКИНСКАЯ, физгеограф СССР:
А я вдруг вспомнила, как мы из-за дождя застряли в овраге на метеопрактике. На несколько часов. Из еды были только плавленые сырки "Лето" (с укропом). С тех пор их не ела десятилетиями. А потом их и не стало. Кушаем камамбер.
 
РЕНАТ АХМЕТОВ, экономгеограф СССР:
Воскресенье, есть свободное время, и я поискал, что есть в голове с тегом #Сатино. Общезначимых воспоминаний не нашлось, но вспомнил, что есть фото, где время и место совпадают. 
На нем Таня Абрамова (где она?), Николай Малешин и я. Мы на почвенной практике, в руках полевые дневники, а где-то там, в ногах валяется почвенный щуп (помните такой инструмент, похожий на меч крестоносца?).
Автор фото - Валера Перекрест. В Сатино была фотолаборатория и те, кто занимался в ней, делали замечательные фотографии. Кажется мне, что большая часть тех фотографий еще не опубликована в группе нашего курса и хранится где-то под спудом.
 
ТАТЬЯНА ТЕРЕЩЕНКОВА (МАКАРОВА), кафедра метеорологии и климатологии:
Я в Сатино была примерной девочкой. Практика, питание и сон. На пойме ночью всего 2 раза побывала, так что мне и вспомнить особо нечего.
Только то, что с Серегой Добролюбовым в одной бригаде была и Николай Сергеевич Касимов практику вел по ландшафтам.
А еще и с будущим Нобелевским лауреатом Сергеем Гулевым - тоже: а с ним в паре в маршруты ходили.
 
ОЛЬГА ТРАПЕЗНИКОВА, физгеограф СССР:
Это песня тех ещё времен, когда не было стационарного туалета, а были дощатые будочки, установленные прямо над оврагом. Мы в юнгах их застали в 1973 году.
 
"ОПЯТЬ РАССВЕТ НАД САТИНО ПОЛОЩЕТСЯ"
 
Песня, написанная на курсе, проходившем практику в Сатино в 1971 г. (выпуск 1975 г.), но ставшая вполне себе гимном и на нашем курсе в результате простой замены нескольких фамилий. Поётся на неопределяемый мотив. Возможно, когда-то это была мелодия песни Юрия Визбора «Вставайте, граф...»
 
Опять рассвет над Сатино полощется,
Опохмеляться нам пришла пора.
Опять к оврагу выстроилась очередь
Отлить все то, что выпито вчера.
 
Опять Полозников к нам ломится в палатку.
А нам наплевать: нас много – он один.
Физрук проводит в одиночестве зарядку.
Видать Бухваловой неведом никотин.
 
А мы встаем под звон пустых бутылок.
Опять рассол нам завтрак заменил.
Пускай в столовке не хватает вилок,
За них от брома драться нету сил.
 
Пускай ночует Гранич не в палатке.
Видать от пчел не дотащил кровать.
Его найдем мы пьяного на грядке.
Он будет спать, а мы пойдем пахать.
 
И вот мы в поле мерим превышенья,
А посчитали – аж озноб пробил.
Видать поправку на опохмеленье
Полозников в расчеты не вводил.
 
После обеда снова жизнь играет
И в ход идут семерки и вальты.
Огонь желания в груди пылает.
Он разжигает сексуальные мечты.
 
Встает зачет, как призрак, перед нами.
Мы до него дотянем жизни нить.
Пока у нас еще звенит в кармане.
Мы будем пить, а значит будем жить.
 
Вот практики конец не за горами.
Домой вернешься ты уже другим.
Но будет сниться Сатино ночами
И под горой родимый магазин.
 
Фотографии Андрея Иванова, Валерия Перекреста и Вячеслава Ходченко. Больше фотографий на странице Геоград в фб - https://www.facebook.com/Geograd/posts/4211377002233302?__cft__[0]=AZW-dK8ALSuzZ2_pIL950SoxMTDL3-q2OK29ATpIgvDhjMNUdGL_Sls-4EZyP1TWMWPzSyExer4FvZA0YtbouMcGs4Feo4EcaspOXNIOzB4xDLSw-LEZRvW95aPXUj2lHIj9cHTjkhy-_QdO9KlEbHYQUMFvB_-lTOxnIGkv9cBXt-dmc6zZWeZbTXqJlj0sWKw&__tn__=%2CO%2CP-R
 
                                      Стройотряд устанавливает палатки.
 
                                        Штабной автобус и палаточный лагерь.
 
                                                   Общий вид палаточного городка.
 
Сатинская учебно-научная база с противоположного берега р. Протвы.
 
Спина друга – важное подспорье во время получения инструкций от преподавателя.
 
                                        В выкопанном разрезе.
 
                                                       Долина Протвы.
 
                        А вот так выглядел нынешний висячий мост через Протву.
 
     Будущий автор мюзикла «Норд-Ост» Алексей Иващенко.
 
                                        Практика по геодезии. Защита отчёта.
 
     Коля Малешин (слева), Таня Абрамова и Ренат Ахметов.
 
Праздник богини Геи. Тут все кандидатки на роль Геи: Анна Федорова (Коган), Анжелла Евгущенко
(Пафаелян), Лариса Лычагина (Трофимова) и Анна Иващенко (Дёмина).
И победитель - Сергей Коноплёв.
 
                            Звёзды курсовой художественной самодеятельности.   
 
    Будущий автор мюзикла «Норд-Ост» Алексей Иващенко.
 
Сатино-1976 (выпуск 1980 года).
Футбольная команда - чемпион сатинской практики по футболу:
сидят (слева направо) Петя Язев, Валерий Перекрест, Володя Шляпников;
стоят Юра Безверхов, Валера Балебин, Миша Переяславский и Юра Мухранов.
 
На нашем курсе "выросло" два члена-корреспондента РАН. Один из них сейчас
является деканом географического факультета, а второй заведует лабораторией
в Институте океанологии. К сожалению, не удалось найти их фотографий в
Сатинском антураже, но на этой фотографии Сергей Добролюбов и Сергей Гулёв
были сняты примерно в то же время.