12.12.2021
12 декабря 2021 года скончался АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ ХОЛЬНОВ, выпускник 1986 года кафедры криолитологии и гляциологии.
ЕГОР УШАКОВ, однокурсник:
На прошлой неделе проводили в последний путь Александра Петровича Хольнова. Публикую здесь текст некролога от коллег из Лаборатории геоэкологии Севера под общей редакцией к.г.н. Федора Александровича Романенко.
От себя добавлю, что вдвоём с Александром Петровичем мы прошли немало маршрутов по тундрам Гыдана и Ямала, бывали в разных переделках и забавных, и опасных, и я всегда чувствовал его надёжное плечо. Навсегда сохраню память о Саше как о надёжном и верном товарище, с которым, как говорится, можно и в разведку...
АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ ХОЛЬНОВ (9 января 1960 – 12 декабря 2021)
Лаборатория геоэкологии Севера понесла тяжелую утрату. Коварная неизвестно откуда взявшаяся болезнь, свирепствующая на Земле уже почти два года, унесла жизнь нашего замечательного коллеги и доброго товарища Александра Петровича, Саши Хольнова.
Много лет он работал в лаборатории, пока жизненные обстоятельства не вынудили его покинуть университет и уйти на работу в производственные организации.
Александр Петрович родился в г. Курске, где закончил среднюю школу и ушел на срочную службу солдатом в Советскую Армию. Вернувшись, он поступил через рабфак в 1981 г. на географический факультет МГУ и в 1986 г. закончил его по кафедре криолитологии и гляциологии.
Это был выдающийся курс, студенты которого обладали яркими индивидуальностями. В группе вместе с ним учились, в том числе, Виталий Баранов (тоже работавший потом некоторое время в Лаборатории Севера), Павел Вашакидзе, Виктор Булаев, Виктор Лабусов, Николай Марков, Николай Молотков. Старожилы факультета до сих пор помнят футбольную команду «Цап-царап», основу которой составлял этот курс, и в которой блистали Володя Гриб (на воротах), Володя Осычный, Коля Горбань, Витя Булаев, Никита Жетвин, а в защите намертво стоял Саша Хольнов.
Помнятся иногда доходившие почти до драки матчи с многократным чемпионом факультета командой «Марикон Рейнджерс» с легендарными Гайковичем, Рашпилем, Народным, Клювом, Пьером, Шумским, Дадыкиным и другими выдающимися игроками географического факультета, с командой следующего курса «ЗП-72» (капитан Олег Курбатов), где играл не менее легендарный Дмитрий Федосеев, создатель мини-футбольной команды «Норильский никель». Саша Хольнов был активным участником всех событий этих матчей.
Его заинтересовала криолитология и совершенно покорил Енисейский Север, куда он попал впервые на учебную практику после 2-го курса в Усть-Порт, на учебно-научную станцию географического факультета (работала до 2002 г.). Там прошли его сначала производственная, затем преддипломная практики.
Кроме внимательного изучения криогенного микрорельефа (результаты он потом обрабатывал много лет, и итоговая статья вышла в 1998 г.), приходилось и разгружать баржи, и чистить шеды (клетки для песцов), чтобы подработать. Саша, как очень общительный человек, познакомился со многими жителями поселка, и некоторые узнавали его в аэропорту Алыкель через много лет.
Защитив диплом, Саша, в отличие от многих своих однокурсников, попавших в армию, устроился на работу в Проблемную лабораторию изучения Севера (ПНИЛС) географического факультета МГУ. Тогда ей руководил профессор В.И. Соломатин, и разворачивались большие работы на Севере Западной Сибири.
Саша с 1988 г. стал одним из главных участников полевых работ на Южно-Соленинском газовом месторождении на р. Мессояхе. Здесь Норильгазпром организовал полигон для изучения влияния разных видов прокладки труб большого диаметра на мерзлоту. Более пяти лет Саша два раза в год, летом и осенью, выезжал на полевые работы в Южно-Соленое и промерял мощность деятельного слоя вдоль трубы. Тогда ещё не было известной программы CALM, и его работы стали одной из первых подобных мониторинговых площадок. Результаты были обобщены в статьях уже в начале 21 века.
На Соленом проводился комплекс работ по рекультивации, для чего потребовались семена морозоустойчивых злаков. И Саша вместе с Д.В. Михалевым отправились в дальнее путешествие в Нюрбу за семенами. Они привезли несколько мешков семян, эксперимент был заложен. Возможно, в Южно-Соленом и сейчас растут посаженные тогда травы.
Его деятельная натура не могла сидеть спокойно – он то придумывал оригинальный прибор для измерения скорости солифлюкции, то ставил эксперимент по выращиванию в железных бочках пятен-медальонов, то на байдарке отправлялся вниз по Мессояхе, то договаривался с рыбаками и отправлялся искать мамонтову кость на Большую Харвутаяху. Один раз удалось найти большой бивень, но… он утонул в зыбучих песках при переправе. Другой раз накануне большого маршрута по поискам кости выпал толстый слой снега, сделавший поиски бессмысленными. Неделю Саша с коллегой сидели в железном балке под снегом в легкий мороз, отапливаясь ивняком и ожидая вывоза. Рыбаки не подвели, вывезли ночью на вездеходе.
Впоследствии Саша принял деятельное участие в инженерно-криолитологических изысканиях для строительства уникального подводного перехода системы газопроводов через Байдарацкую губу, который сейчас активно работает. Изыскания велись с 1988 г., строительство началось в 2007 г.
Позже А.П. Хольнов принял активное участие (совместно с В.Г. Чигиром и В.П. Марахтановым) в исследованиях последствий строительства и эксплуатации межпромыслового коллектора Ново-Уренгойского газоконденсатного месторождения (2000 – 2004 гг.). Им были получены ценные данные, положенные в основу рекомендаций по повышению эксплуатационной надежности этого ответственного сооружения.
Эпохальная поездка 1997 г. из Москвы в Новый Уренгой и далее в Ямбург на «Урале» из консервации продолжалась две недели. Во время вынужденной стоянки в ожидании парома в Тарко-Сале (тогда дороги на Новый Уренгой не было) Саша блестяще оказал первую помощь студенту-геологу, который глубоко рассадил ногу. В больнице его «обслужили» существенно хуже, чем Саша Хольнов в темноте кузова при свете слабого фонарика.
С 2005 года Александр Петрович многократно участвовал в полевых работах в криолитозоне разных регионов России – от Европейского Севера до Дальнего Востока. Он был очень востребован, как специалист высокого класса. Последняя экспедиция, в которой Саша принял участие, проходила в Забайкальском крае в июле-августе 2021 года.
Но многочисленные изыскательские экспедиции уже не радовали его так, как радовал в 1980-90-х гг. разнообразный криогенный микрорельеф южной тундры, оставшийся его первой научной любовью.
Много было, что вспомнить…
Много лет Саша работал в одной комнате с Владимиром Григорьевичем Чигиром. Они всегда дружески общались, сохраняя ровные товарищеские отношения не только на работе в Москве, но и в экспедициях, чему очень способствовал оригинальный юмор и оригинальные взгляды на жизнь младшего по возрасту. И ушли они в один год с интервалом в девять месяцев…
Скорбный список потерь лаборатории геоэкологии Севера, увы, продолжается. Добрая и светлая память о Саше Хольнове, вдумчивом и внимательном исследователе Арктики, инициативном организаторе и добром товарище, энтузиасте тундры и криогенного микрорельефа, навсегда останется в наших сердцах…