23.01.2024
GEO таланты: АРКАДИЙ ПОПОВ, выпускник 1972 года кафедры экономической географии СССР, один из создателей знаменитых факультетских эпопеоз, автор любимых на геофаке песен и талантливый поэт.
Далёкий 1971 год... Переполненная аудитория 2109, первый Конкурс песен геофака. Среди многочисленных участников был Аркаша Попов, такой скромный, почти незаметный... Но как только прозвучали его песни, реакция зрителей была оглушающей! Безоговорочная победа в конкурсе! Вскоре незабываемые эпопеозы и всеобщая любовь на долгие годы.
После добрых слов об Аркадии его коллег по творчеству вы сможете познакомиться с некоторыми его стихами.
АЛЕКСЕЙ ИВАЩЕНКО:
Когда в 1975 году я поступил на Геофак, там царил удивительный и ни с чем не сравнимый дух Эпопеозы! Кстати, увиденный мною весной 1975 в ДК МГУ «Армагеддон грядущий…» (мне, десятикласснику, каким-то чудом знакомые достали билеты на весенний Смотр Самодеятельности МГУ) стал окончательным аргументом при выборе факультета - «только Геофак»!
И, конечно, Аркадия Попова мы, тогдашняя молодёжь, сначала узнали как одного из «отцов-основателей» этого удивительного жанра - Эпопеозы. Его песни и стихи мы услышали потом, и стало понятно, откуда появились блистательные эпопеозные тексты (многие из них я помню наизусть до сих пор!).
Точность формулировок, изящество рифм и абсолютно внятная гражданская и человеческая позиция этих стихов и песен для меня стали (и остались до сих пор) одним из эталонов в стихосложении. Несколько песен Аркадия мы с Георгием с любезного разрешения автора даже включали в свой ранний репертуар.
И не побоюсь высокого слога - если вы спросите меня, кому я обязан мировоззрением, ответ будет очевиден!
Многая лета, дорогой и любимый Аркадий!
ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВ:
Идите к чёрту, паруса и шхуны,
А также Рим 16-х веков.
Зачем Коперник, Галилей и Бруно,
Когда у нас есть собственный Попов!
Огнеупорный еретик Попов!
АЛЕКСАНДР МЕЛЕШКО:
Друзья, скажите, бога ради,
Чем славен наш Попов Аркадий?
Поэт, учёный, режиссёр -
Известен многим с давних пор!
И знаем мы уже два века
Его, как просто - Человека!
Но стоит очень дорогого,
Что нет такого же другого!
ВЛАДИМИР САСЬКОВ:
Судьба преподнесла мне счастливый жребий проводить довольно значительное время в непосредственной близости, а порою и прямо вместе с рассматриваемым здесь персонажем в лице Аркадия Алексеевича Попова. Надо отдать должное его умению сплачивать вокруг себя наиболее ярких представителей широкого круга творческой интеллигенции, иных, более разнузданных социальных слоев, а также просто талантливых личностей, к коим последним, безусловно, вынужден (Скромность и еще раз Скромность!) отнести и себя, благодаря его (Попова Аркадия Алексеевича) благотворному влиянию. Многогранность таланта Попова Аркадия Алексеевича как выдающегося поэта, барда, режиссера-постановщика, продюсера, чтеца-мелодекламатора, музыковеда, хорового дирижера, литературного и внелитературного критика, философа/младогегельянца, естествоиспытателя, географа, экономиста, стихийного гуманиста и градообразующего фактора не мешает ему быть бескорыстным, преданным товарищем и честным налогоплательщиком. Являя собой живой образчик образцового (намеренная тавтология) хлебосольного семейного быта и супружеской верности, Аркадию Алексеевичу Попову в порой нелегкой обстановке удалось внести заметный вклад в укрепление семейных устоев и решение демографических задач, постоянно стоящих перед обществом, путем создания и выращивания двух сыновей, которых не обошла стороной свойственная Аркадию Алексеевичу Попову (отцу) тяга к сокровенному знанию и научно-педагогическому поприщу. Упомянутые отпрыски успешно преподают соответствующую науку молодым лоботрясам как в родной Альма-Матерь, так и за рубежами нашей Родины. Опрометчиво не упомянуть, что поэтическая лира Аркадия Алексеевича Попова не может не влиять пагубно на его близкое окружение, провоцируя его на жалкие потуги в этой возвышенной сфере. Получается, как правило, убогая (а порою грустная и, скажем грубее - гнусная) пародия. Иные скатываются до прямого эпигонства, пародируя бессмертные шедевры Аркадия Алексеевича Попова, давно ушедшие в народ, примером чему служит приведенный ниже римейк его опуса «В отношеньи галерей», созданный к одному из его многочисленных юбилеев. К слову сказать: обожает внеплановые посиделки с семиструнной под мультепульчиано де-абруццо…
В ОТНОШЕНЬИ ГАЛЕРЕЙ - 2
Муз. А. Попова,
Сл. народные
__________________________________________________________________
В отношеньи галерей.
Как-то я пошел в музей -
А попал на юбилей. Ну, хоть убей…
Юбиляр – Попов Аркаша,
Это ж все – до боли наше,
Дух, пейзаж и облик наш –
Где ж еще поди найди таких Аркаш!
Ну, а внешне юбиляр –
Нет, отнюдь, не Ренуар.
Правда, цвет лица - в пастельных тонах
В остальном, гляди хоть в призьму –
Ни гламуру, ни харизьмы,
Хоть в пальте, хоть при штанах -
Вид такой, что хочешь - «ой», а хочешь – «ах»!
Или спросят у мине:
«Чем Аркаша дорог мне?»
Да, он песенки горазд сочинять.
Но, на хрена мне эта каша,
Это ж музыка не наша:
Ни пропеть, ни подобрать.
Тычет в морду три аккорда. Твою мать…
Мол: - «Аркашке надо внять…» -
Это, братцы, все фигня.
Эт мы слышали не раз и не пять.
Что там в нем находят люди?
Ни бедра тебе, ни груди,
Токо впалые бока…
Я бы братцы рад стараться, да никак.
А чем же кормит юбиляр,
Пригласив нас в «будуар»?
Фрукты, овощи, а там - спирт, вино!
Тоже мне - «закуски», скажут,
Это ж, братцы, может каждый,
Это даже мне смешно:
Шевелеву Юрке звякнул – и полно!
Пригласил тут черт-те-што,
Руки в брюки – и пошел…
Ну, ладно Мазуров там, Терц – что возьмешь…
Но Портянский – вон он, тоже!
Было время – били в рожу
Распустился, черт поймешь,
Дай свободу – так и ходу за рубёж!
Нет уж дудки! Юбилей –
Ты кому следует – налей.
А с гостями - это как понимать…
Надо с пользой. Без народу.
Самому себе в угоду,
Что б в расходы не встревать -
Тихо, дружно, с тем, с кем нужно выпивать.
Но, все ж, не выразиться – срам
Как Аркадий дорог нам!
Знаю, как они с Танюхой живут:
Не воруют, не кидают,
Быт семейный созидают,
И друзей не предают!
Правда, пил у них не раз: прилично пьют.
(Но только - брют!).
НЕСКОЛЬКО СТИХОТВОРЕНИЙ АРКАДИЯ ПОПОВА
***
ХУДОЖНИК
Он эту вот картину рисовал:
Брал в руки кисть, макал — и рисовал.
И вот, и вышло — что за красота!
Никто не знал, что́ это за овал,
Никто не знал, что́ это за цвета…
Картина — есть, а комната — пуста.
Каков он был: блондин — или брюнет?
Каким он слыл: счастливым — или нет?
Что знал, чем жил, что чувствовал? — Исчез.
Остался след. И слишком мудрено,
Впиваясь взглядом долгим в полотно,
Вникать в оттенки красящих веществ.
Остался след. А может быть, окно?
А может, виден за мазками жест,
И может, внутрь нам заглянуть дано?
Остался след, остался только след.
Нет натюрморта и пейзажа нет.
Есть линий цвет, но не автопортрет.
Есть линий штрих — как всхлип и крик протяжный…
И я стою, и комната пуста.
Пятно холста, молчанье, чистота.
Я ни черта не смыслю, но неважно:
Остался крик. А дальше — пустота.
(кажется, 1972-73 гг.)
***
Мы отвергаем простоту,
Когда за нею не угнаться.
Мы отвергаем сложность ту,
Что не желает с нами знаться.
Но как нам всё же не вздохнуть:
Мы безнадёжно полагаем,
Что, отвергая что-нибудь,
Тем самым — и опровергаем.
(вроде бы 1973 г.)
***
СКРИПКА
Взлететь — и повиснуть, и медленно, медленно падать,
Скользить — напряжённо, бессильно, бессмысленно… Нет:
Усилие крыльев, и — выше, и — свет,
И больше, и кроме — не надо.
Играй меня, скрипка,
Играй меня, скрипка,
Спасай меня, скрипка, от бед.
Смычок, как челнок, по высоким волнам огибает
Мой низенький берег житейских невзгод и удач,
И в море открытое вышел скрипач
И, струны прижав, замирает —
Играй меня, скрипка,
Играй меня, скрипка,
Играй меня, скрипка, и плачь.
Всё выше, всё выше, всё дальше — так что же, так что же?
Вокруг — ничего, никого, только море рябит,
И я, я один к этой скрипке прибит —
Смычок проползает по коже.
Играй меня, скрипка,
Играй меня, скрипка,
Играй меня, скрипка: знобит.
Взлететь — и повиснуть. И тихо, и рушатся снасти.
Взлететь — и застыть — для чего? Для кого тогда я?
На горе, на радость, на вдох бытия,
На силу, на муку, на счастье —
Играй меня, скрипка,
Играй меня, скрипка,
Терзай меня, скрипка моя.
И бьётся в меня, и пронзает меня трепетанье,
Идущее снизу от мёртвых и вечных огней,
И руки взлетают, и звуки тесней —
Всемирная песня молчанья.
Играй меня, скрипка,
Играй меня, скрипка,
Играй меня, скрипка, над ней.
(кажется, февраль 1975)
***
Ты спроси меня, ты спроси:
Надоела ли мне земля,
Не хочу ль я уйти в моря,
В те края, где такая синь
Открывается с корабля?
Ты спроси меня, ты спроси.
Я отвечу тебе тогда,
Что, мол, ветреная вода
Не дождётся меня носить,
Ибо я и не рвусь туда.
Ты спроси меня, просто так:
Не противна ли мне безбрежность.
Я отвечу тебе: конечно,
Разве нежность — такой пустяк,
Чтоб вода заменила нежность?
Ты спроси меня, хоть сейчас:
Не мираж ли земля иная?
Я отвечу тебе: не знаю,
Никаких я не знаю глаз,
Кроме этих, моя родная.
Но спроси меня, но спроси:
Что есть грустного, что плохого?
Тяжела ли моя подкова?
Я отвечу тебе: грустить
Основания — никакого.
Ты спроси меня, всё спроси.
Где б нелёгкая нас ни носила,
И какая б ни мчала сила —
Я отвечу тебе, ты спроси!
Всё пройдёт, только б ты — спросила.
(лето 1975)
***
ОДИНОЧЕСТВО
Все мы — той ли, другой страны,
Тех ли мест, с тем ли именем-отчеством —
Ради жизни самой должны
Дорожить своим одиночеством.
Близких радуя и любя,
Рядом с ними, на расстоянии —
Уходить от самих себя
Мы не вправе и не в состоянии.
Одиночество — это пай,
Наша доля в земной юдоли.
Ты живой — так давай черпай
Из себя свою силу воли.
И чего уж там — «нету сил»,
И какое там — «неуютно»…
Кто в тоске никогда не выл —
Тот не выживет, абсолютно.
И тогда только жизнь близка
К вероятности быть счастливой,
Когда вычерпана тоска —
Аккуратно, неторопливо,
Как умеет своя рука.
Разве это — не справедливо?
(кажется, 1975)
***
ФИЛОСОФИЯ
Мы на субботниках не ропщем,
Шагаем в ритмах трудовых,
Поскольку каждый из живых —
Особенное во всеобщем.
Как в океане слой воды
Сам по себе и ни туды,
И ни сюды: непроходимость!
Как учат Гегеля труды —
Всё движется в необходимость.
И мы по праздникам поём,
Поскольку власть осознаём
Всеобщего над единичным.
Страшны не розги, не узда,
Страх — выпасть просто из гнезда.
И нас пасут хлыстом привычным.
(5 ноября 1975 г.)
***
Мы уважаем дураков,
Ценя в них скромность и усердье.
Мы понимаем: мир таков —
И не хотим им ранней смерти.
Пускай живут и свет не тушат,
Пусть лезут даже в хрестоматию.
Но сохрани нас, божья матерь,
От дураков, что лезут в душу.
(видимо, 1977)
***
СТИШОК, ТАК И НЕ ПРОЧИТАННЫЙ
СО СЦЕНЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ДК
Я обожаю Геофак.
И для меня с годами ясно:
Всё, чем мы жили здесь — прекрасно,
И это правда, это факт.
Я обожаю те года,
Когда мы пели и плясали.
Всё это было в этом зале,
Мы были счастливы тогда.
Я обожаю этот зал,
Влюблённый в музыку и в грацию,
Всегда готовый на овацию,
Чтоб я ни спел и ни сказал.
Я обожаю вас, друзья,
Глаз ваших ласковые блюдца.
Как грустно, что сюда вернуться
Уже нельзя.
(конец 1980-х)