ЗНАЙ НАШИХ! Николай Куричев

 
 
10.09.2020
 
Знай наших! НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ КУРИЧЕВ, выпускник кафедры социально-экономической географии зарубежных стран 2010 года, декан факультета географии и геоинформационных технологий НИУ Высшая Школа Экономики, кандидат географических наук.
 
С 2012 года - научный сотрудник отдела социально-экономической географии ИГ РАН.
В 2013-2019 гг. – заместитель директора Центра исследований энергетических рынков, заведующий Отделом анализа развития ТЭК ООО «НИИгазэкономика». Специалист-практик с обширным опытом организации проведения маркетинговых и прединвестиционных исследований для ПАО «Газпром» и других крупных российских компаний. 
Сфера научных интересов: региональная и городская экономика, миграции и городские системы, взаимное влияние сдвигов в территориальной организации экономики на национальном уровне и эволюции мирового хозяйства. 
 
АЛЕКСЕЙ НАУМОВ, зав.кафедрой СЭГЗС геофака МГУ:
Увидел сегодня эту табличку в ВШЭ (см. последнюю фотографию после текста). Поздравляю Николая Куричева, который на моих глазах проделал блестящую академическую карьеру: от победителя Всероссийской олимпиады школьников по географии, затем студента кафедры социально-экономической географии зарубежных стран геофака МГУ (едва ли не самого выдающегося за все 85 лет ее существования) до декана нового географического факультета! Желаю геофаку вышки удачи несмотря на «несчастливый» номер кабинета. Всем его студентам и преподавателям желаю изучать нашу Землю не сидя в кресле (как почему-то на табличке), а путешествуя.
 
Фрагменты интервью с Николаем Куричевым
 
"У меня достаточно замысловатая профессиональная траектория, не характерная для Института географии, да и для академической среды в целом. Впрочем, начиналась она довольно типично. Я закончил географический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова, как и большинство моих коллег. Моим научным руководителем во время учебы в университете был Александр Горкин, крупный специалист по географии промышленности США, а также географии территориальной организации промышленности в более широком плане. В 2013 году я защитил кандидатскую диссертацию о территориальной организации американской промышленности в мирохозяйственном контексте. С 2012 года я работал в Институте географии.
 
В последние годы сфера моих научных интересов сместилась: отойдя от географии промышленности, я стал больше заниматься вопросами социальной географии, начал изучать взаимосвязь миграции и жилищного строительства. Я и мои коллеги исследовали эту взаимосвязь на примере Москвы и Московской области. Уже много десятилетий наблюдается постоянный приток населения в столичную агломерацию, если говорить географическими терминами. Каждый год сюда приезжают 230–250 тысяч человек. Первый вопрос, который встает перед всеми мигрантами, это вопрос жилья: либо аренды, либо покупки. Спрос со стороны мигрантов стимулирует в Москве и Московской области колоссальное жилищное строительство, которое сдерживает рост цен на жилье и стимулирует дальнейший миграционный приток. Мигранты из разных регионов и городов разного размера по-разному ведут себя на столичном рынке жилья, так что здесь мы выходим на проблемы пространственного неравенства, а значит, и на проблемы региональной политики и стратегии пространственного развития страны и столичного региона.
 
Параллельно со всем этим у меня развивался прикладной трек моих профессиональных интересов, связанный в большей степени с энергетическим сектором. С 2013 года я работал в ООО «НИИгазэкономика», научно-исследовательском институте экономики и организации управления в газовой промышленности, это дочерняя компания Газпрома, головной научный центр компании в области стратегического планирования, прогнозирования и управления. Я был заместителем директора в Центре исследований энергетических рынков. Центр занимался анализом и прогнозированием объемов спроса и предложения производителей, а также уровня цен на энергетических рынках (включая не только рынок природного газа, но и рынки нефти и нефтепродуктов, электроэнергетические рынки, продукцию газохимии), оценкой логистических цепочек и инвестиционных проектов. 
 
У меня действительно в этом плане довольно редкое сочетание академического и прикладного треков. Но между ними нет разрыва, и в процессе развития нашего факультета в равной мере востребовано и то, и другое.
По своей сути задачи, которыми мне приходилось заниматься в исследованиях энергетических рынков, – это задачи экономической географии. Для того, чтобы принять решение о размещении нового завода, важно оценить, на каких географических рынках будет реализовываться продукция, есть ли на этих рынках соответствующий спрос, какая ожидается цена реализации. Нужно выбрать экономически эффективный способ доставки этой продукции, составить транспортную цепочку. Это очень комплексная задача, в которой требуется учесть технологические, экономические, регуляторные, политические факторы.
Нередко на решения влияют различные природные факторы: замерзаемость портов, к примеру, оказывает сильное воздействие на их пропускную способность. Когда мы говорим об энергетических рынках, да и о любых рынках массовой продукции, все эти факторы начинают играть огромную роль, а потому связанные с решением этих проблем задачи носят экономико-географический характер.
 
... Факультет географии – это совместный проект Института географии РАН и Высшей школы экономики. Чтобы ответить на вопрос о том, как появилась эта идея, стоит разделить его на две составляющие: зачем это потребовалось ИГ РАН, и зачем это нужно Вышке.
Что касается Вышки, то ее долгосрочная стратегия развития предполагает охват всего набора классических университетских дисциплин. В рамках этой стратегии в последние годы возникли факультеты физики, химии, биологии и биотехнологии. Подошла очередь и наук о земле и, собственно, географии. Все факультеты естественных наук создаются в сотрудничестве с одним или несколькими институтами Российской академии наук. Это логично, потому что поднять такие фундаментальные естественные направления с нуля трудно. Тем более, что для многих из них необходима материальная база, наличие специальных лабораторий, приборов, площадок и станций. И самое главное – это, конечно, люди. Все-таки Российская академия наук традиционно наиболее сильна в естественных науках, почему и возникла заинтересованность со стороны Вышки.
 
Со стороны Института географии интерес определяется ключевыми проблемами, с которыми сталкивается современное географическое сообщество. В первую очередь это проблема подготовки современных кадров. Не секрет, что во многих областях науки, и география не исключение, есть разрыв между опытными специалистами старшего поколения и научной молодежью. Между этими двумя активными группами образовалась пустота, во многом связанная с активным оттоком кадров в 90-е годы. Только в последние годы накопилась критическая масса активных молодых людей до 35 лет, хорошо интегрированных в мировую науку. Вместе с тем, науки о земле за последние десятилетия вышли на качественно новый этап развития в связи с огромным прогрессом средств сбора данных: от беспилотников и космической съемки до всевозможных сенсоров, средств обработки данных и математического моделирования. Не меньшие методические и концептуальные изменения произошли и в общественной географии. В результате в географическом сообществе накопился запрос на географическое образование нового поколения. Сам по себе ИГ РАН, очевидно, реализовать программы высшего образования не может, нужна площадка. А какая у нас в стране еще есть площадка для реализации подобных инновационных инициатив, кроме как Высшая школа экономики? На этой почве и сложился альянс. 
 
В 2020 году Факультет планирует открытие первой бакалаврской программы. Что будет представлять собой данная программа?
Сейчас бакалаврская программа "География глобальных изменений и геоинформационные технологии", которая запустится в 2020 году, является нашим главным приоритетом. Мы активно ее продвигаем, принимаем участие в днях открытых дверей. Программа предусматривает три специализации, которые отражают общую структуру географической науки, о которой шла речь ранее: физическая география, общественная география и геоинформационные технологии.
 
Давайте начнем с физической географии. Наш подход здесь существенно отличается от того, что можно наблюдать в других университетах, где физическая география традиционно сильно раздроблена. Частные географические дисциплины: климатология, биогеография, геоморфология, гидрология, экология и природопользование и так далее, существуют в виде отдельных образовательных программ. Мы строим нашу программу по-другому. Во-первых, в современных условиях почти любые исследования, фундаментальные или прикладные, являются междисциплинарными, объединяя разные географические дисциплины. Во-вторых, ниша для узких специалистов на рынке труда, как правило, не столь велика и уже закрыта существующими образовательными программами. Именно поэтому мы по физической географии создали единое направление и структурировали его вокруг тематики глобальных изменений климата и окружающей среды. Это некая рамка, которая позволяет связать все эти частные направления физико-географических исследований в единое целое. Мы придерживаемся мнения, что в бакалавриате должна быть достаточно широкая специализация. Дальше, если человек хочет углубиться в какую-то конкретную тему, он может продолжить обучение в магистратуре.
 
Второе направление – это общественная география (социально-экономическая, политическая, культурная). Здесь мы также придерживаемся принципа единства направления и отказываемся от дробления, которое иногда осуществляют по территориальному (отдельно социально-экономическая география зарубежных стран, отдельно – России) или по тематическому признаку. Мы делаем акцент не столько на изучении отдельных территорий или процессов, сколько на освоении студентами современных исследовательских методов, которые они затем могут применять к различному материалу.
 
Геоинформатика является третьим направлением. Оно включает в себя цифровую картографию, дистанционное зондирование Земли, управление пространственными данными, а также создание на этой базе пользовательских продуктов.
Отличительной чертой нашей программы выступает то, что первые два года студенты будут учиться вместе, получая базовую подготовку по всем направлениям, и только после этого они выбирают конкретную специализацию. Это важно по целому ряду причин. Во-первых, за два года можно успеть понять, что из себя представляет то или иное направление, чем там занимаются, и что это, собственно, за люди. Это дает возможность сделать информированный выбор направления. Во-вторых, совместное обучение в течение первых двух лет поможет построить взаимное понимание между студентами. География находится на стыке естественных и социальных наук, которые сильно различаются научным языком, методами исследования, даже философскими основаниями. Это не только проблема, но и возможность. Чтобы ее использовать, чтобы географы разных специализаций понимали друг друга, у них должна быть достаточно обширная общая база. Наконец, за эти первые два года мы хотим дать студентам действительно глубокую подготовку по геоинформационным технологиям, научить их основам, которые будут востребованы в условиях быстрого прогресса сферы IT и средств обработки пространственных данных.
 
... Да, мы совершенно сознательно стремились уйти от строго академической направленности. Такое количество географов, занятых только в науке, ежегодно стране попросту не нужно. Естественно, мы бы хотели, чтобы часть наших выпускников пошла в фундаментальную науку. Для Института географии РАН это одна из важнейших целей проекта. Цель создания географического образования нового поколения – это свежие кадры нового поколения, воспитанные на современной основе. Причем здесь имеется в виду не только профессиональная подготовка на высоком уровне, но и психологические качества людей, их умение мыслить современными категориями. Но мы при этом отлично понимаем, что в академическую науку после выпуска в любом случае пойдет меньшинство, допустим, 5-10 выпускников. Встает вопрос: куда пойдут все остальные? Поэтому мы и закладываем здесь прикладные принципы."
 
Полный текст интервью - https://geography.hse.ru/news/351698246.html
 
 
 
Куричев Николай декан факультета географии и геоинформационных технологий ВШЭ